РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ  ДЕПУТАТОВ

 

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ОТДЕЛ

656035, г.Барнаул-35, пр. Ленина, 59

Телефон 35-69-42, 36-30-71

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

на проект закона Алтайского края «О кадетском образовании в Алтайском крае»

 

Государственно-правовой отдел, изучив проект закона Алтайского края «О кадетском образовании в Алтайском крае», считает, что он содержит противоречия федеральному законодательству и нарушения правил юридической техники.

 

В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (далее – Закон РФ) деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Кадетская школа и кадетская школа-интернат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 1427 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)» (далее – Типовое положение) являются общеобразовательными учреждениями, реализующими помимо общеобразовательных дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Согласно пункту 4 указанного Типового положения эти учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образования, данным Типовым положением.

 

Согласно статьям 2, 6 проекта закона Алтайского края «О кадетском образовании в Алтайском крае» негосударственные образовательные учреждения в систему кадетского образования в Алтайском крае вообще не включены, что противоречит статьям 11, 11.1 Закона РФ. В связи с тем, что в преамбуле проекта закона Алтайского края речь идет о создании именно системы кадетского образования в Алтайском крае, считаем необходимым указать, что в систему образования входят и негосударственные образовательные организации, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 2 проекта закона Алтайского края дается понятие кадетского образования, которое не соответствует пункту 3 вышеуказанного Типового положения. В частности понятием не охвачено  предоставление начального и основного общего образования.

Вводится новое для законодательства Российской Федерации понятие «Кадетский компонент». При этом из определения понятия не ясно, идет ли речь об установлении регионального компонента государственного образовательного стандарта или об установлении государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам, установление которых в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ может осуществляться в порядке, определяемом федеральным законом, а не законом субъекта Российской Федерации.

В статье 3 проекта закона Алтайского края дается понятие «Кадетская школа-интернат». При этом вводится дополнительное по сравнению с закрепленным в Типовом положении ограничение – необходимость обучения в данном образовательном учреждении не менее 50 процентов воспитанников из городов и районов Алтайского края. Таких ограничений федеральное законодательство не содержит, и правом на их установление в соответствии со статьями 28, 29 Закона РФ субъект Российской Федерации не наделен.

В статье 4 проекта закона Алтайского края нормативно закрепляется ограничение продолжительности режима дня учащихся кадетской школы. В соответствии с пунктом 19 вышеуказанного Типового положения, пунктом 1 статьи 51 Закона РФ режим дня кадетской школы регламентируется правилами внутреннего распорядка, а также уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения, а не нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В проекте закона Алтайского края в части 2 статьи 8 закрепляется круг лиц, пользующихся преимущественным правом при зачислении в учреждения, осуществляющие кадетское образование. При этом в него не включены дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), что противоречит пункту 24 Типового положения.

В соответствии с частью 3 статьи 9 проекта закона Алтайского края закрепляется финансирование расходов учащихся муниципальных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, реализующих кадетское образование, на питание и обеспечение форменной одеждой за счет средств местного бюджета.

Эта норма противоречит части 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющей, что законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. Согласно пунктам 28, 41 Типового положения деятельность кадетской школы и кадетской школы-интерната, в том числе обеспечение форменным обмундированием учащихся, финансируется их учредителями в соответствии с договорами между ними.

В части 5 статьи 9 проекта закона Алтайского края устанавливается платность содержания воспитанников и учащихся в учреждениях, осуществляющих кадетское образование, в порядке, установленном Администрацией Алтайского края. Это противоречит пункту 7 статьи 50 Закона РФ, пункту 27 Типового положения, в соответствии с которыми плата за содержание кадет в установленном порядке взимается только в кадетской школе-интернате.

В соответствии со статьей 45 Закона РФ государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, в том числе обучение по дополнительным образовательным программам, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Доходы от указанной деятельности используются данными образовательными учреждениями в соответствии с уставными целями.

 

В проекте закона Алтайского края «О кадетском образовании» содержатся  многочисленные нарушения правил юридической техники, что противоречит статье 45 закона Алтайского края от 9 ноября 2006 года «О правотворческой деятельности»:

1. Название закона не соответствует содержанию, поскольку в законе, наряду с регулированием кадетского образования, содержатся нормы о мариинском образовании.     

2. Понятийный аппарат закона, отраженный в статье 2 проекта закона, является  неполным.  В нем отсутствуют такие встречающиеся по тексту проекта закона понятия, как воспитанники,  мариинское образование и другие.

3. Сформулированные определения имеющихся  понятий  противоречивы: объем определяемого понятия не равен дефиниции, что является нарушением логического закона тождества.

4. В проекте закона используются в качестве терминов номинации, не содержащиеся в федеральном законодательстве (мариинское образование) и обозначающие исторические реалии.     

5. Структурная непоследовательность и противоречивость проекта закона. Например, статья 1  устанавливает принципы кадетского образования, а в статье 2 дается определение понятия кадетского образования;  статья 9 посвящена содержанию воспитанников и учащихся в учреждениях, реализующих кадетское образование, однако в части 4 указанной статьи содержится положение о содержании краевых государственных учреждений, реализующих кадетское образование.

6. Различна структура статей проекта закона: в одних случаях статьи разбиты на части (ст. 6, 7 9, 10, 11); в других случаях статьи разбиты на абзацы (статьи 2, 4, 5); в третьих случаях статьи разбиты на части и абзацы (статья 8).

7. Второй абзац статей 3-4 изложен таким образом, что не имеет значения. 

8. В проекте закона содержатся многочисленные нарушения правил пунктуации (статьи 2, 3, 4 и т.д.), стилистические и грамматические    недочеты.

Кроме того, считаем необходимым отметить, что проект закона Алтайского края «О кадетском образовании в Алтайском крае» поступил в государственно-правовой отдел на визирование в нарушение порядка и сроков, установленных пунктом 3, 4 статьи 36 Регламента Алтайского краевого Совета народных депутатов в последний день сдачи документов на сессию 15 марта 2007 года в 17-30 без визы председателя комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике.

Таким образом, государственно-правовой отдел считает, что проект закона Алтайского края «О кадетском образовании в Алтайском крае» необходимо доработать и устранить вышеуказанные нарушения.

  

Начальник государственно-правового отдела  Л.Ф.Щербинина

 Исп. И.Н. Киреева

         О.Н.Матвеева