Е. А. СТЁПОЧКИНА

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ № 43 ИМЕНИ
МАЙОРА АЛЕКСЕЯ КОВРИЖНЫХ г. ЛИПЕЦКА

Статья посвящена обсуждению результатов анализа состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования. В ней приведены данные об истории кадетской школы № 43, уточнены ее цель и стратегия. В статье описаны промежуточные результаты апробации экспериментальной программы кадетской школы, сильные и слабые стороны состояния гражданско-патриотического воспитания кадет, а также выделен потенциал для проведения деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.

 

Значимые изменения, произошедшие в государстве в конце XX - начале XXI в., привели к изменениям в социальной, политической, духовной и экономической жизни России. Кадетское воспитание, ориентированное на получение ответа на поставленные современностью проблемы и вопросы, позволяет изменить государственную систему образования.

Актуальность указанной проблематики подтверждается и позицией современного руководства РФ. Так, президент РФ Д. А. Медведев отмечал: «...Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины.» [4]. Также он указывал на ведущую роль кадетского образования в системе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения: «Сейчас мы вновь возрождаем кадетские училища. Те, кто учится в них, я уверен, будут настоящими патриотами своей страны, будут любить Отчизну, свой родной край. Многие, я уверен, выберут военную специальность, потому что стране нужны защитники.» [5]. Премьер-министр РФ В. В. Путин, солидаризируясь с президентом, отмечал: «Сегодняшней России как никогда раньше нужна новая общественная идеология». Он отмечал, что «после масштабных преобразований в стране образовался идеологический вакуум - одна идеология была утрачена, и ничего не было предложено взамен». В основе новой идеологии, как считал премьер-министр, должен лежать «патриотизм в самом положительном смысле этого понятия» [6].

В рамках диссертационных исследований к вопросу истории кадетского образования и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения обращались: Т. И. Буковская, А. Н. Гребенкин, Г. С. Зайцев, В. Н. Миронов, А. Н. Рощин, Н. А. Сиволобова и пр. Среди диссертационных исследований, посвященных вопросам методики организации кадетского воспитания, необходимо выделить работы следующих специалистов: И. В. Андрюшина, Л. А. Галибиной, С. М. Горбаченко, Н. А. Пашкановой, С. Н. Смирнова, Т. Н. Титовой, Т. В. Ткаченко, Л. Н. Чирковой и пр. Аспекты гражданско-патриотического воспитания в рамках пространства образовательных учреждений анализировались в диссертационных работах следующих авторов: З. М. Абдулмуталимовой, А. Г. Горельцева, Д. А. Криворотова, А. Е. Мешкова, С. А. Чотчаева и пр. Положительными аспектами данных диссертационных исследований является достаточно полное освещение разнообразных вопросов, касающихся как гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так и истории и современности организации и планирования воспитания кадет. Однако ни один из перечисленных авторов не отразил в своем исследовании специфики гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования.

Опытно-экспериментальное исследование гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования было проведено на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Кадетская школа № 43 имени майора милиции Алексея Коврижных» г. Липецка.

Кадетская школа № 43 на основании Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе- интернате)» от 15.02.2010 г. № 117 реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, целью которых является военная подготовка несовершеннолетних граждан [1].

Стратегия развития образования в кадетской школе № 43 ориентирована на создание таких условий, в которых будут реализованы цели кадетского образования и сформированы гражданско-патриотический, спортивно-оздоровительный, психолого-педагогический содержательные модули.

Первый кадетский класс в школе № 43 был открыт в 2004 г. Решением XX сессии второго созыва Липецкого городского Совета депутатов от 20.05.2003 г. школе было присвоено имя майора милиции Алексея Коврижных - выпускника школы, погибшего в Чеченской республике в августе 2002 г. при исполнении служебного долга [3]. К изменению статуса школы привели такие причины, как: анализ накопившихся ресурсов в ходе реализации Программы развития, потребность и готовность школьного сообщества к совершенствованию системы образования и воспитания. Изменение статуса школы повлекло за собой потребность в разработке экспериментальной программы воспитания и образования [2]. На данный момент школа № 43 реализует экспериментальную программу «Создание образовательного пространства кадетской школы на 2009-2012 гг.».

Смена статуса образовательного учреждения повлекла за собой изменения в нормативно-правовой базе. Так, был разработан Устав Кадетской школы, локальные акты «О внутришкольном распорядке Кадетской школы», «О правилах ношения форменного обмундирования», «О ритуале принятия торжественной клятвы кадета», «О ритуале прощания с кадетским знаменем», «О проведении строевого смотра», «О проведении полевых сборов (летних и зимних)», «Об организации образовательного процесса в кадетской школе», «О присвоении званий воспитанникам», «О мерах взысканий и поощрений кадет», «Единые правила и порядок приема в кадетские образовательные учреждения», «Об единых требованиях к состоянию здоровья кандидатов на поступление в кадетские образовательные учреждения».

Кадетская школа № 43 полностью укомплектована преподавателями согласно штатному расписанию. Образовательный процесс в школе осуществляет стабильный коллектив педагогов в количестве 43 человек. Образовательный ценз педагогического состава достаточно высок: 40 педагогов имеют высшее образование (93 %). Из 43 педагогов аттестованы 36 человек (83 %). Из них имеют высшую квалификационную категорию 19 педагогов (44 %), первую - 13 (30%), вторую - 4 (9%).

Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие профессиональным мастерством. Из них 24% педагогов проработали в образовании от 10 до 20 лет, 26% свыше 25 лет. Молодых специалистов - 2 человека, учителей- пенсионеров - 5. Средний возраст педагогов, работающих в школе, 44 года.

На основании промежуточных результатов апробации экспериментальной программы кадетской школы № 43 можно отметить следующие основные результаты работы.

В образовательной политике и управлении школой было проведено изменение статуса школы, получена лицензия на право ведения образовательной деятельности, создан эффективно работающий Управляющий совет школы, изменена структура школьного самоуправления.

В организационно-правовом обеспечении деятельности школы был разработан и утвержден Устав кадетской школы, локальные акты.

В условиях осуществления образовательного процесса был получен статус муниципальной экспериментальной площадки по теме «Создание образовательного пространства кадетской школы», подготовлены материалы для сборника «Вопросы гражданско-патриотического воспитания кадет через урочную деятельность», сформирован кадетский компонент учебного плана, позволяющий внедрять профильное обучение в условиях Кадетской школы, достигнуто повышение качества образования через интеграцию основного и дополнительного образования, получены стабильные результаты выпускников 11-х классов в результате сдачи ЕГЭ, модернизирована структура методической службы в условиях Кадетской школы, укреплены связи с учреждениями- партнерами, внедрен системный подход к воспитанию в условиях Кадетской школы, воспитателями кадетских классов разработаны программы по содержательным компонентам экспериментальной работы, разработаны программы летних полевых сборов «Армия. Родина. Долг», укреплена финансово-хозяйственная база школы.

Из имеющихся сильных сторон состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школы №43 можно выделить следующие:

- функционирование системы взаимодействия и координации в области гражданско-патриотического воспитания кадет;

- присутствие вопросов гражданско-патриотического воспитания в стратегии развития образовательного учреждения;

- наличие у участников и исполнителей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию ресурсов, которые позволяют организовывать и контролировать данный вид деятельности учебного заведения;

- присутствие в образовательном учреждении структуры и специалистов, которые отвечают за осуществление деятельности, направленной на гражданско-патриотическое воспитание учащихся;

- наличие отлаженной системы и механизмов организации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;

- положительный имидж образовательного учреждения и высокие оценки деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию со стороны органов управления образованием.

К слабым сторонам состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школы №43 относятся:

- функциональный подход со стороны участников и исполнителей к участию в деятельности по организации гражданско-патриотического воспитания;

- недостаточная степень охвата гражданско-патриотической деятельностью учащихся;

- консервативный подход к организации процесса гражданско-патриотического воспитания, низкий уровень внедрения актуальных форм и методов;

- недостаточная материально-техническая база для деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;

- низкий уровень деятельности по информированию учащихся и их родителей, педагогического коллектива и общественности о содержании деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.

К наиболее актуальным опасностям гражданско-патриотического воспитания в школе № 43 можно отнести:

- неконтролируемое формирование объединений молодежи, усиление шовинистических и националистических настроений;

- сокращение деятельности учреждений и организаций, функционирующих в области гражданско-патриотического воспитания;

- понижение внимания граждан к мероприятиям и программам по гражданско-патриотическому воспитанию.

Школа № 43 имеет следующий потенциал для проведения деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию:

- обширное культурно-историческое наследие, большое количество памятников истории и культуры;

- проведение на территории города и области мероприятий, приуроченных к исторически значимым событиям на региональном и государственном уровне;

- наличие на территории области и города учебного заведения МВД, а также военных и полицейских частей и формирований;

- действующие общественные организации в сфере гражданско-патриотического воспитания;

- доступность актуальных форм, методов, технологий, опыта деятельности, методико-научной базы организации воспитательной работы;

- наличие высших учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов по вопросам воспитания и образования.

Таким образом, в результате проведенного анализа состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования можно отметить, что кадетская школа № 43 имени майора милиции Алексея Коврижных является образовательным учреждением, имеющим одну из наиболее полных программ гражданско-патриотического воспитания в г. Липецке.

 

Литература

1.     Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате): постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2010 г. № 117: утв. Правительством Российской Федерации 15 февраля 2010

2.     Об изменении наименования Муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа № 43 г. Липецка: приказ Департамента образования администрации г. Липецка от 09 февраля 2009 г. №11/1: 09 февраля 2009 г.

3.      О присвоении Муниципальному образовательному учреждению средняя образовательная школа № 43 г. Липецка имени майора милиции А. Коврижных: решение XX сессии второго созыва Липецкого городского Совета депутатов от 20 мая 2003 г.: 20 мая 2003 г.

4.      Понятие патриотизм // Национальный институт развития современной идеологии. Президент Медведев открыл кадетское училище в Ставрополе и побывал в школе // Ставропольская правда.

5.   Привет, жители 3 тысячелетия! // Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 26 г. Ставрополь