Педагогика, № 8, 2009


БЕПЯЕВ А.В.

 

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

 

 

В России увеличивается число кадетских корпусов. Это обусловлено потребностью общества и государства в возрождении исторических традиций патриотического воспитания. Одна из основных проблем – подготовка педагогических кадров.

 

С начала 1950-х гг. в России создаются кадетские корпуса (как государственные или негосударственные учебные заведения): Царскосельский, Воронежский, Сибирский, Донской казачий, Кубанский казачий, 1-й Московский Великого князя Донского, Кронштадтский морской кадетский корпус, Военно-космический кадетский корпус и другие. Значительная часть их организуется на базе муниципальных образовательных учреждений.

На сегодняшний день в России более 400 кадетских корпусов, кадетских школ, классов, реализующих различные модели организации обучения:

где учатся и воспитываются мальчики разного возраста, начиная с 11 лет (с V класса); школа-экстернат, где учатся и девочки, и мальчики, проживающие в семье, приходящие в кадетскую школу только на время занятий, внеклассной работы;

школы, которые посещают и девочки, и мальчики: совместное воспитание, но раздельное обучение, кадетские школы, в которых осуществляется совместное общение нормы повеления в данной среде, и воспитание детей, проживающих в семье; кадетские корпуса, в которые ежедневно приходят воспитанники после окончания занятий в обычной общеобразовательной школе.

Появление образовательных введений подобного типа не было случайным. Потребность государства, общества в возрождении патриотизма как высшей ценности национального самосознания, в восстановлении исторических традиций обсловили повышенное внимание к богатейшему педагогическому опыту дореволюционных кадетских корпусов, накопленому за двухвековую историю их существования.

 

Главное из условий эффективной деятельности учебно-воспитательных учреждений, имеющих военизированный характер, - наличие квалифицированных педагогических кадров, знакомых со спецификой работы в образовательных учреждениях военного профиля.

Она заключается

в готовности проводить учебно-воспитательную работу по строгому распорядку дня, соблюдения воинских уставных требований к межличностным отношениям, к отношениям между воспитанниками и педагогами,

готовности к реализации военной составляющей в содержании изучаемых предметов (связи жизнью вооруженных сил, с военной профессией),

в особом внимании к задачам воинского и физического воспитания.

Эта специфика определяется и наличием в учебном заведении особой, военно-профессиональной корпоративной среды, в преобладании коллективных форм жизнедеятельности, определяемых принципами единоначалия, единообразия, наличием особой воспитательной роли кадетских традиций, ритуалов. Таким образом, преподаватель, пришедший на работу в кадетский корпус, должен овладеть технологией управления воспитательной работой в военно-педагогической среде, освоить стиль отношений

 

Работающие на должностях воспитателей офицерье (как правило, офицеры запаса) должны уметь находить индивидуальный подход к детям, знать особенности возрастной психологии и педагогики, уметь реализовать их в практически деятельности, владеть методикой организации педагогического процесса, быть готовыми к взаимодействию с преподавателями общеобразовательных предметов, обладать личностными качествен, необходимыми для работы в детском учебно-воспитательном учреждении.


Ценность педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов заключается не только в разработке арсенала эффективных педагогических средств, но и в организации системы отбора, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

До революции в России существовала продуманная и достаточно эффективная система их подготовки. Ее становление было начато еще XYIII в. и связано с деятельностью «Корпуса Кадетов», учрежденного в 1731 г. в С.-Петербурге по Указу императрицы Анны Иоанновны.

В первые годы существования корпуса учителей приходилось привлекать из других учебных заведений, обращаться в различные службы за учебными пособиями и принадлежностями. Основным условием приема на работу было наличие жилья, а не профессиональная подготовленность соискателя. Известны случаи, когда обучения воспитанников младшего возраста направлялись старшие кадеты, преуспевшие в том или ином предмете. К тому же преподавательская работа в корпусе не считалась особенно почетной и приносила весьма скромные доходы. При этом русским учителям платили значительно меньше, чем иностранным Вся практическая воспитательная работа сосредотачивалась в руках офицеров-воспитателей, от личностных качеств которых во многом зависел а успешная адаптация учащихся к условиям новой среды

Офицеры в корпуса назначались из войск, о каких бы то ни было педагогических подходах к детям они имели весьма общие представления. Не умея занять воспитанников, не зная, как заполнить их свободное время, воспитатели не находили ничего лучшего, как проводить утомительные строевые занятия или предоставлять воспитанников самим себе. Как следствие, в корпусах стало процветать издевательство старших кадет над младшими, в ходу были кулачные расправы. В первый период существования кадетских корпусов воспитательная работа в них фактически сводилась к суровой муштре, к чрезмерному увлечению изощренными наказаниями. Воспитатель по сути выполнял функцию надзирателя: выявить нарушителя и как можно суровее наказать. В свою очередь, воспитанники были озабочены тем, как избежать наказания, а при случае досадить воспитателю — тирану и мучителю.

 

Однако, хотя и редко, но попадали в корпус по-настоящему талантливые педагоги, глубоко владевшие предметом, имевшие способности к учительскому труду. Например, в Сухопутном корпусе латынь преподавал переводчик Синода Филипп Анохин, который еще при Петре I получил задание перевести на русский язык "французскую с латинским диалектом грамматику в пользу к обучению российскому шляхетству". Во времена Ф.Е Ангальта (директора корпуса в 1786-1794 гг.) словесность в корпусе преподавал драматург Я.Б.Княжнин, декламации учил известный актер П.А.Плавильщиков, Помощником директора состоял драматург В.А.Озеров, Не случайно именно в этот период императрица Екатерина II назвала корпус "рассадником великих людей".

 

Значительным шагом в совершенствовании порядка отбора преподавательских кадров, в установлении общих правил оценки их профессиональной пригодности явилось принятие "Положения о службе по учебной части при военно-учебных заведениях Сухопутного ведомства” (1836), в основу которого был положен принцип конкурсного отбора претендентов на преподавание. В соответствии с его требованиями поступить на должность в военно-учебное заведение можно было только с одобрения Ученого комитета. Для получения такого одобрения соискателю предлагалось сдать экзамен, провести пробные занятия. Экзамену подвергались только те лица, которые не имели предусмотренной Положением аттестации, других документов, подтверждающих их познания [1]. Однако принятие меры незначительно изменяли положение дел в системе подготовки педагогических кадров кадетских корпусов. Бывший кадет, впоследствии видный педагог, главный редактор "Педагогического сборника" Л.К.Острогорский свидетельствует: "Вспоминая свои годы ученья и проверяя себя е беседах со сверстниками, я не нахожу в кругу своих тогдашних преподавателей... особенно крупных, выдающихся личностей, но помню несколько талантливых" [2, с. 320].

 

Важным результатом развития столетнего педагогического опыта кадетских корпусов явилось осознание того, что необходимое ограничение индивидуальной свободы личности, накладываемое условиями воинской дисциплины, должно сознательно подготовлятся соответствующим воспитанием. Именно поэтому с середины XIX в. работа по совершенствованию системы воспитательной деятельности военных гимназий и кадетских корпусов принимает целенаправленный и систематический характер.

Самые значительные результаты по подготовке педагогических кадров, созданию условий для повышения их квалификации были достигнуты в период наиболее глубоких реформ системы кадетских корпусов, их преобразования в военные гимназии (60-70-е гг. XIX в.) благодаря деятельности Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ), учрежденного в 1803 г. В его структуре были образованы Педагогический комитет, Педагогический музей, журнал "Поэтический сборник", просуществовавший более 50 лет и ставший одним из лучших педагогических изданий в России.

Имея непосредственную связь с кадетскими корпусами и военными гимназиями, сотрудники музея оказывали их педагогам помощь в решении многих практических вопросов обучения и воспитании. В свою очередь, передовые учителя и воспитатели военно-учебных заведений активно участвовали в работе музея, и создании его кабинетов и отделов. В целях пропаганды передового опыта, его скорейшего распространения при музее было сформировано "Собрание преподавателей", куда, кроме преподавателей входили врачи и представители духовенства. Здесь не только обсуждались учебно-методические проблемы, но и вырабатывались педагогические идеалы, корпоративные нормы профессиональной деятельности, поведения.

 

В 1865 г. при 2-й Петербургской военной гимназии были учреждены двухгодичные Педагогические курсы, действовавшие в течение 20 лет. Молодые люди с законченным высшим образованием в продолжение 2 лет при содействии опытных руководителей теоретически и тактически подготавливались к преподавательской деятельности в военных гимназиях. На курсах вели занятия весьма известные педагоги: Д.Д.Семенов, В.Е.Евнушевский, И.Ф.Рашевский, Н.Х.Вессель, К.К.Сент-Илер.

Учительский состав военных гимназий пополнялся и из числа выпускников университетов, учителей из гражданских учебных заведений. Окончившие Педагогические курсы при военном ведомстве и поступавшие на службу в военные гимназии отличались более правильным пониманием дела обучения (особенное младших классах) и умением вести его, что давало администрациям основания ставить их в пример коллегам [3, с. 24].

Педагогические кадры для военных прогимназий готовились в Учительской семинарии Военного ведомства, организованной в Москве в 1В66 г. Учебный курс предусматривал трехлетний срок обучения и включал: Закон Божий, историку географию, математику, рисование и черчение, общую дидактику, методику преподавания, пение, гимнастику.

К работе в Московской учительской семинарии привлекались преподаватели высших учебных заведений и классически гимназий (среди них — А.Н.Осгрогорский, Д.П.Тихомиров). «Свободная по духу семинария эта, — характеризует обстановку в семинарии Д.П.Тихомиров, — представляла из себя тогда небывало новее и оригинальное явление начавшейся новой жизни России. Давая своим воспитанники солидное образование, общее и специально педагогическое, знакомя их с "новым словом" в области гуманного и разумного воспитания и обучения детей, семинария вместе с этим заботливо воспитывала в будущих педагогах страх перед всякой рутиной, благоговейную любовь к совершенствованию себя и своего ответственного и великого дела воспитания и учения юных поколений»  [4, с.486].

Семинаристы посещали уроки опытных учителей, а затем сами давали уроки. Присутствовавшие на этих занятиях другие семинаристы участвовали к коллективном методическом разборе уроков товарищей. Те, кто обучался за казенный счет, обязаны были проработать в учебных заведениях Военного ведомства не менее 3 лет.

В 1882 г. с преобразованием военных гимназий в кадетские корпуса учительская семинария и педагогические курсы были упразднены. Осознание ошибочности этого решения придет лишь через 18 лет.

«Благодаря нашей педагогической неподготовленности, - пришли к неутешительному выводу руководители ГУВУЗа, — мы не только часто не достигаем достаточно удовлетворительных результатов в своей работе, но и лишенье возможности правильно исследовать причины наших неудач» [5].

 

В первую очередь этот вывод относился к деятельности офицеров-воспитателей, приходивших из войск. В связи с этим в 1900 г. открылись Педагогические курсы для подготовки офицеров- воспитателей с одногодичным сроком обучения. В Положении о курсах указывалось, что занятия со слушателями проводятся при Педагогическом музее Военного ведомства.

В первые 2 года на курсы направлялись преимущественно те офицеры-воспитатели, которые имели достаточный опыт и положительно зарекомендовали себя в деле воспитания. В первый же год было направлено 26 человек. Из них 7 окончили курс высших учебных заведений (5 человек — Академию Генерального штаба, 1 — военно-юридическую академию, 1 — математический факультет Московского университета), остальные 19 человек окончили курс военных училищ.

Среди первых руководителей курсов были генерал-лейтенант А.Н. Макаров (председатель), генерал-лейтенант М.В.Апексеев и генерал-майор А.Н.Острогорский (члены конференции). Лекции читали: по физиологии — академик князь И.Р.Тарханов, по психологии - приват-доцент Петербургского университета А.П.Нечаев, истории развития педагогических идей - приват- доцент того же университета И.И.Лапшин, гигиене — доктор медицины А.С.Вирениус. Генерал-майор АН.Острогорский взял на себя руководство занятиями офицеров по изучению инструкции по воспитательной части.

По свидетельству Л.Н.Макарова, занятия на курсах "совершенно захватывали воспитателей по мере того, как эти занятия раскрывали перед новые идеи… Они пробуждали в них и более разумную любовь к воспитывающимся; воспитатели поняли, что дурные проявления последних чисто являются следствием или ошибочных действий самих воспитателей, или неправильного воспитания до поступления в корпус. Занятия на курсах ясно показали воспитателям нею сложность дела воспитания и ту осторожность, с какою следует относиться к каждому из воспитывающихся... Если о результатах занятий судить по отношении» к ним слушателей, то придется признать их вполне отрадными. Трудно допустить, чтобы пребывание на курсах не дало хороших результатов и в практической деятельности большинства бывших на них воспитателей... Та педагогическая атмосфера, в какой бывшие на курсах воспитатели пробыли девять месяцев, не могла не оказать 'благотворного влияния и на их последующую практическую деятельность" [3, с. 72].

 

Положительные результаты обучения были обусловлены, с одной стороны, личными качествами большинства командированных на курсы воспитателей, с другой — отношением к делу преподавателей. По свидетельству А.Н.Макарова, «каждый из преподавателей, помимо чтения лекций, охотно отдавал свое время занятиям со слушателями курсов, если в этом усматривалась какая-либо необходимость. Интересы курсов слились, можно сказать, с их собственными интересами; они смотрели на курсы как на дорогое для них дело, успех которого служит высшей для них наградой» [1, с, 73]. Оценивая значимость полученной подготовки, А.Н.Макаров отмечает: «Несомненно, что воспитатели, прошедшие через курсы, внесут некоторое оживленно в депо воспитания кадет, они мало-помалу будут содействовать подъему этого дела. В прошлом учебном году мне уже удалось узнать, что по возвращении к воспитательным обязанностям офицеров, бывших на курсах в первый: год их существования, некоторые из них по предложению директоров читали рефераты по педагогическим вопросам в собраниях воспитателей и учителей своих корпусов» [3, с.77]

 

За 10 лет на курсах прошли подготовку более 250 офицеров. Немалая часть впоследствии занималась учебной и методической работой, выступали со статьями по разным педагогическим проблемам в педагогической печати. Показателен профессиональный путь капитана М.Писарева, бывшего воспитанника Воронежского кадетского корпуса. Окончил Павловское военное училище по 1-му разряду, два класса Николаевской академии по 1-му разряду и дополнительный курс этой академии, участвовал в Русско-японской войне, был награжден тремя орденами, служил офицером-воспитателем сначала в Нижегородском, а затем Воронежском кадетских корпусах. После специального испытания на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета и сдачи пробных экзаменов при Главном управлении военно-учебных заведений он приобрел право преподавать историю [6, с. 152].

 

Благодаря такому вниманию к подбору кадров, высоким требованиям к уравню их подготовки, возрастали авторитет преподавателя, интерес офицеров-воспитателей к учительскому труду. Чтобы привлечь в военно-учебные за ведения достойных офицеров, Военное ведомство принимало энергичные меры для их реального и морального стимулирования деятельности военных педагогов. Офицеру, зачисляемому в штат военно-учебного заведения, выплачивалось единовременное пособие, предоставлялась служеюная квартира, он получал более высокое жалование. Каждые 5 лет службы засчитывались за 7. На пенсию офицер-педагог мог выходить, прослужив 25 лет вместо 35, для офицеров военно-учебных заведений были установлены сокращенные сроки присвоения очередного чина включительно до подполковника. Ему предоставлялось право воспитывать своих детей за счет казны [7].

 

Всякая деятельность, в том числе и педагогическая, нередко развивает склонность к шаблону. Для повышения мотивации, интереса к педагогической деятельности, придания ей творческого характера, живого обмена опытом специально образованная в 1906 г. Комиссия для Уточнения деятельности кадетских корпусов приняла решение устраивать в С.-Петербурге периодические съезды офицеров-воспитателей. Еще раньше, в 1903 г., с теми же целями был проведен съезд преподавателей русского языка и словесности. В декабре 1907 г. (в период рождественских каникул) организовали Первый съезд офицеров-воспитателей кадетских корпусов. На него были приглашены все служащие по учебно-воспитательной части петербургских кадетских корпусов, врачи петербургских военно-учебных заведений, члены конференций педагогических курсов и некоторые наиболее известие педагоги. На съезде обсуждались рефераты командированных воспитателей, делались специально отобранные, отличающиеся новизной доклады по наиболее актуальным для педагогической практики кадетских корпусов вопросам физического, нравственного и умственное воспитания. О занятиях в рамках съезда печатался и рассылался во все кадетские корпуса подробный отчет.

На наш взгляд, по прошествии более чем 100 лет программа съезда не утратила актуальности. Прежде всего, привлекают внимание глубина, точность, а главное, детальность проработки вопросов, вынесенных на обсуждение. Приводим их достаточно подробно, так как они, но нашему мнению, созвучны специфически проблемам воспитательной деятельности современных кадетских корпусов:

- Каковы возможности для осуществления офицерами-воспитателями индивидуальной работы с воспитанниками в условиях закрытого учебно-воспитательного учреждения?

- Какова роль родителей в деле воспитания?

- Следует ли офицеру-воспитателю вести свое отделение в течение 7 лет, от поступления кадет в корпус и до их выпуска? Или целесообразна специализация воспитателей: одних — в младших, других — в старших классах?

- Достаточно ли у офицера-воспитателя времени для живого общения со своим отделением? В чем заключается это живое общение?

- Каково значение бесед, чтений, прогулок, экскурсий, совместных игр и работ, помощи в приготовлении уроков, а также даваемых воспитателем уроков по учебным предметам и внеклассным занятиям (в корпусах поощрялось, когда офицер-воспитатель, ротный командир преподавали какую-либо учебную дисциплину).

- Нет ли в порядках корпусной жизни условий, неблагоприятных для такого общения, и какими мерами можно было бы предотвратить эти условия?

- Особенности закрытого учебно-воспитательного учреждения, содействующие или противодействующие работе воспитателя.

- Влияние сверстников на одноклассников. Где больше сказывается товарищеское влияние, в младших или старших классах, и какими особенностями, свойственными возрасту, оно выражается в тех и других?

- С каким дурным товарищеским влиянием приходится воспитателю бороться по преимуществу? Располагает ли он средствами, чтобы направить товарищеское влияние в своем отделении в хорошую сторону? В чем состоят эти средства?

- Сравнительное значение надзора и доверия как воспитательных средств в закрытом заведении. В какой степени доверие может быть согласовано с надзором? Возможно ли освободить старших кадет от непрерывного надзора? Как влияет преобладание надзора или доверия на отношения кадет к воспитательному составу заведения?

- Нравственно-воспитательное значение наказания и поощрения.

- Влияние образа жизни и занятий кадет на их физическое и нравственное развитие. В какой степени эта жизнь способствует воспитанию самостоятельности и самодеятельности, нравственной твердости, чувства уважения к личности товарища, дружеских отношений к избранным товарищам, доброго корпоративного духа и, вместе с тем, трезвого взгляда на уклонения от нравственных норм в отдельных личностях и массе?

 

Для обсуждения на съезде были намечены вопросы, которые, "вытекая из условий воспитания в кадетском корпусе как заведении закрытом и военно-приготовительном, по самому их свойству допускают разнообразное практическое решение, в зависимости от личного такта и опытности воспитателя и которые было бы особенно полезно подвергнуть обсуждению в составе представителей от всех кадетских корпусов, преимущественно лиц, непосредственно стоящих у дела воспитания" [8, с. 2]. Не будет ошибочным добавить, что подобные вопросы могли бы заинтересованно обсуждаться и сегодня.

Меры, предпринятые ГУВУЗом после 1900 г. по совершенствованию кадровой политики, не оказались бесплодными. Значительно возрос уровень педагогического сознания, профессиональной подготовки педагогического сообщества кадетских корпусов. Отметим, кадетские корпуса со своим начальствующим, учительским, командирским и обслуживающим персоналом высокой квалификации, с прекрасными помещениями классов, лабораторий, лазаретов, кухонь и бань, красивым обмундированием и благоустроенными спальнями, гимнастическими залами стоили императорской России очень дорого. Но эти затраты окупались впоследствии высоких! профессионализмом военных кадров, их осознанной верностью долгу, присяге, высоким уровнем патриотизма, чести и достоинства [9, с. 35).


Пройдет время, и подобная оцени надеемся, будет справедливой и по отношению к современным кадетским корпусам. Это в значительной степени будет зависеть от целенаправленных усилий по созданию системы подготовки для не педагогических кадров. С учетом исторического опыта в ряду наиболее эффективных организационных мер, мы считаем, можно выделить следующие:

разработку нормативно-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений кадетского типа, совершенствование структуры управления ими

создание центров развития кадетского образования в регионах, имеющих наиболее значительные достижения в поддержке: института кадетского движения. Основные задачи таких центров - переподготовка и повышение квалификации преподавателей и воспитателей, прошедших конкурсный отбор для работы в кадетских корпусах, проектирование учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

открытие Всероссийского педагогического музея кадетских корпусов, суворовских училищ как научно-методического центра изучения и распространения передового опыта, сохранения и продолжения кадетских традиций;

активизация издательской деятельности, ориентированной на обобщение и распространение передового опыта, отражение результатов научных исследований, на учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; выпуск специализированного периодического научно-методического издания (по примеру дореволюционного "Педагогического сборника”);

регулярное проведение съездов, конференций, семинаров преподавателей и воспитателей кадетских корпусов, суворовских училищ с целью обмена и распространения передового опыта.

 

В заключение хочется подчеркнуть, что сегодня, относясь к достижениям современного педагогического опыта как к достоянию отечественного образования, государство и общество не на словах, а наделе проявляют заботу о прошлой, настоящей и будущей российской воинский славе, о воспитании достойных граждан и патриотов Отечества.

 


ЛИТЕРАТУРА

Каменев А.Н. История подготовки офицерские кадров в России. М, 1990

Острогорский А.Л. Учитель и даровитые ученики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. М, 1990.

Макаров А.Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Вып 1. СПб, 1902.

Есипов Б.П. Гончаров НЛ. Педагогика. М, 1946.

Барское Я.Л. Педагогический музей военно-учебных заведений: 1864-1914. СПб, 1915.

Коровин В..Свиридов В. Подготовка педагогов для военно-учебных заведений Российской империи // Высшее образование в России. 2001. № 1

Лушников В.Л., Миронов А.С., Омеличев А.В. и др. Воинское воспитание курсантов военноучебных заведений. М, 2003.

Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов / Под. ред. П.В.Петрова. СПб, 1908.

Марков АЛ. Кадеты и юнкера. М, 2000.