Гусева Е. В., Родионов М.А.

МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ ШКОЛ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

В статье говорится об актуальности разработки и внедрения модели профильной подготовки кадетов на основе организации интегрированного элективного курса с целью подготовки учащихся к обучению в военном вузе по инженерным специальностям. В основе построения модели лежит ряд принципов: пропедевтико-профессиональной направленности, преемственности, деятельности, дифференциации и индивидуализации, межпредметной интеграции. Особый акцент делается на принципе пропедевтико-профессиональной направленности. Раскрыты основные компоненты модели, а именно целевой, содержательно-процессуальный, технологический, оценочно-результативный компоненты. Обоснована необходимость ее реализации в системе подготовки военных специалистов.

Согласно методологии научного познания любое суждение о каком-либо предмете опирается на некую модель данного предмета – мысленный образ изучаемого объекта или процесса, заменяющий его в процессе познания и передающий его наиболее существенные с точки зрения решаемой задачи качества и свойства.

Комплексное изучение психолого-педагогических особенностей обучения кадетов; оценка реального состояния проблемы в условиях комплексного применения межпредметных связей математики и информатики в рамках профильного обучения и характера их сочетания с традиционными методами обучения в подготовке учащихся кадетских классов; подробное изучение возможностей использования межпредметных связей математики и информатики; собственный педагогический опыт использования таких средств в математической подготовке кадетов, рассматриваемой как неотъемлемая составляющая всей их будущей профессиональной подготовки; анкетирование и беседы с кадетами пензенских школ, Тверского кадетского корпуса, Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса позволили представить особенности работы по интеграции математики и информатики на основе применения профильного элективного курса в виде соответствующей модели (см. рисунок).

 

Модель профильной подготовки кадетов на основе организации интегрированного элективного курса

 

В основе построения этой модели лежит ряд основных принципов, конкретизирующих возможности работы по реализации профильного обучения в кадетских школах, таких как: принцип пропедевтико-профессиональной направленности; принцип преемственности; принцип деятельности; принцип дифференциации и индивидуализации; принцип межпредметной интеграции.

Центральное место среди них занимает принцип пропедевтико-профессиональной направленности, который изначально предполагает необходимость установления тесной связи обучения с будущей учебно-профессиональной деятельностью в военно-инженерном вузе (в данном случае обучения кадетов с целью их подготовки к обучению военно-инженерным специальностям). В соответствии с ним фундаментальная подготовка, с одной стороны, должна обеспечивать потребности профильных дисциплин, с другой, – способствовать формированию социальной и психологической направленности на будущую военную профессию и, наконец, с третьей, – создавать условия для овладения кадетами отдельными составляющими опыта будущей профессиональной деятельности.

Раскроем компоненты данной модели и проанализируем характер связей между ними .

Лидирующим компонентом любой дидактической системы являются, как известно, цели обучения. Применительно к интегрированному элективному курсу для кадетских классов, выделим две укрупненные группы целей [1, 5]:

1. Образовательные цели.

2. Формирование профессионально значимых качеств специалиста.

Вполне очевидно, что в будущей профессиональной деятельности военного специалиста, как правило, нет необходимости в конкретных математических знаниях. Трудно вообразить себе, например, военного-связиста, разворачивающего спутниковую антенну и решающего при этом дифференциальное уравнение или берущего определенный интеграл. Однако в тоже время без определенных профессионально значимых качеств и высокого уровня мыслительного развития сегодня нельзя представить военного специалиста, деятельность которого зачастую осуществляется в близких к экстремальным условиях, когда решения должны быть быстрыми, максимально логичными и единственно правильными.

Военный профессионал в своей деятельности выступает при этом не только в роли человека-оператора, но и в роли проектировщика-исследователя.

Определенные профессионально значимые качества будущего военного специалиста, как известно, могут формироваться и развиваться в значительной мере в процессе изучения содержания различных разделов математики и информатики. Данный процесс, как показывает собственный опыт преподавания, может быть существенно интенсифицирован за счет реализации межпредметных связей математики и информатики в рамках интегрированного элективного курса. Соответственно, следующий компонент модели представляет собой содержание профильного элективного курса, организованного в кадетских классах. В качестве содержательной основы для его конструирования рассматриваются ключевые компетенции в затрагиваемой предметной области, математический материал военно-прикладного характера, историко-математический материал военно-патриотической направленности.

 

Рассмотрим далее методико-технологическое обеспечение модели профильной подготовки кадетов, включающее в себя формы организации учебной деятельности, методы и средства обучения.

I. Формы обучения

Как известно, форма обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно-насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся, в данном случае кадетских классов. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В данном исследовании в основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и кадетами, между самими кадетами.

При выборе форм обучения необходимо учитывать, что кадет – это самоорганизующийся субъект деятельности, и на уровне содержания обучения учитель и кадеты являются равноправными партнерами, их взаимодействие должно рассматриваться как сотворчество участников педагогического процесса, но на организационном уровне учитель в кадетском классе выступает в роли «командира», «старшего по званию», ученик – «подчиненный». Особенности организации групповой работы в таких классах связаны с присвоением участникам группы статусов командира и подчиненного и с формированием приемов самоорганизации и организации работы в группе, в парах. При этом созданная образовательная среда должна формировать такие личностные качества и свойства кадетов, как активность, инициативность, решительность.

II. Методы обучения

В военно-педагогической литературе методы обучения воспитанников кадетских классов рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности обучающихся, при помощи которых достигаются цели обучения, происходит овладение будущими военнослужащими знаниями, навыками, умениями, формирование у них качеств, необходимых для успешного решения сложных задач в боевой обстановке и в условиях мирного времени [3].

В рамках этого исследования придержемся типологии методов, предложенных И.Я Лернером и М.Н. Скаткиным: информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический; исследовательский [6].

При выборе того или иного метода, как показано в данном исследовании, следует ориентироваться на его соответствие содержанию материала и форме работы кадетов на данном занятии, а также характеру взаимодействия учителя и кадетов.

III. Средства обучения

В процессе обучения кадетов интегрированному элективному курсу в качестве основного средства обучения рассматривается программное обеспечение различных типов для решения учебных задач, выполняющее роль средства визуализации информации, придания процессу ее усвоения динамического и интерактивного характера [1, 4].

В качестве критериев оценки готовности кадетов к обучению в военном вузе в контексте их информационно-математической подготовки рассмотрим следующие параметры:

1. Общий показатель обученности (содержательный).

2. Наличие определенных профессионально значимых умений, необходимых для планирования, организации и ведения своей деятельности, а также анализа и коррекции результатов собственной работы (пропедевтико-профессиональный).

3. Характер личностного отношения будущих военных инженеров к математике и информатике, а также степень их заинтересованности в освоении этих предметов (мотивационный).

Оценка сформированности содержательного блока на основе выполнения многоуровневых самостоятельных работ предусматривает трехуровневую шкалу.

Первый уровень предусматривает простое воспроизведение изученных фактов, понятий и элементарных алгоритмов.

Второй уровень предполагает наличие умений выполнять определенные мыслительные операции на основе простейшего переструктурирования полученных знаний (решение типовых задач), а также решать военно-прикладные задачи.

Третий уровень связан с формированием умений разрешать субъективно новые для кадетов проблемные ситуации на основе когнитивной переработки усвоенных знаний, умений и навыков, а также решать военно-прикладные задачи с помощью программных средств образовательного назначения.

Для оценки сформированности пропедевтико-профессионального блока целесообразно определить наличие некоторых профессионально значимых умений, которые характеризуют готовность применять полученные в курсе обучения знания при изучении специальных дисциплин в вузе и в профессиональной деятельности (в первую очередь, умений моделировать проблемные ситуации, имеющие место в военно-инженерной теории и практике, а также умений корректно интерпретировать получаемые числовые и графические данные). Сформированность названных умений может быть проверена на основе использования специальной системы диагностических тестовых заданий.

Наконец, сформированность у кадетов мотивационного блока интерпретировалась в данном исследовании как осознание необходимости информационно-математических знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Такое осознание можно проверить путем отнесения кадетами информатики и математики к категории предпочитаемых или непредпочитаемых предметов.

Как показала предварительная апробация разработанного на основе полученной модели интегрированного элективного курса, предлагаемые в его рамках педагогические решения оказывают положительное влияние на сформированность всех указанных показателей и, как следствие, способствуют повышению эффективности подготовки кадета к обучению в военном инженерном вузе.

 

Список литературы

1. Апатова Н.В.Информационные технологии в школьном образовании. – М.,1994.

2. Аскенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки офицеров в вузе командного профиля: монография. – Ярославль: Изд. ФВФЭУ, 2002. – 280 с.

3. Барабанщиков А.В. Педагогика высшей военной школы: учеб. пособие. – М.: Воениздат, 1989. – 136 с.

4. Вьюненко Л.Ф. К вопросу о компьютерном сопровождении математических дисциплин // Математика в вузе. Труды Международной научно-методологической конференции. – СПб: ПГУП, 1999.

5. Кириллов Н.Г. Проблемы формирования военного инженера в XXI веке / Инновационная деятельность в Вооруженных силах РФ: Труды Всеармейской научно-практической конференции. – СПб.: ВУС, 2001.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. –185 c.

Рецензенты:

Найниш Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой начертательной геометрии и графики, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Министерства образования и науки РФ, г. Пенза.

Голованов О.А., д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры общепрофессиональных дисциплин, Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» (филиал), г. Пенза.

***

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра «Теория и методика обучения математике и информатике»

УДК 373.6

e-mail: kika_zeml@mail.ru