Н.С. Клименко

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ КАК ПОПЫТКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ МАСКУЛИННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Маскулинность, мужская культура, гендерная деформация, мужская феминизация, кадет.

 

Одной из проблем современной России (и мира в целом) является быстрая потеря значения мужчин в обществе. В связи с этим большую актуальность приобретает поиск инструментов по восстановлению значимости мужского поведения в общественном сознании.

Критических статей, связанных с оценкой падения значимости мужчин и мужского поведения в российском обществе, в последние годы вышло довольно много: работы И.С. Кона, Л.П. Репиной и др. Однако в большей их части авторы ограничиваются просто констатацией проблемы, не предлагая конкретных выходов из ситуации. При этом кадетские корпуса традиционно рассматриваются как способ получения новой элиты, компенсации социальной неустроенности мальчиков в неполных семьях, но совершенно не учитывается резерв возможностей кадетских корпусов как значимого педагогического инструмента для выработки позитивной оценки маскулинности в российском общественном сознании.

Что такое маскулинность? В словаре по сексологии Л.Л. Каталымова (2007) это понятие определяется как «совокупность физиологических, соматических (телесных), психических и поведенческих признаков, определяющих принадлежность индивидуума к мужскому полу, отличающих мужчину от женщины». Психологи­ческий словарь И. Кондакова (2002) дает более развернутое определение: «Маскулинность — это комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. К этим особенностям относятся сила, стремление к успеху, самоуверенность, жестокость, интерес к предметным отношениям, ограниченная эмоциональность, заторможенная аффективность».

Тем не менее, несмотря на наличие множества определений, понятие «маскулинность» до сих пор остается спорным и многозначным. Его нередко отожествляют с «мужественностью». Однако мужественность является характеристикой исключительно положительной и в меньшей степени гендерно-ориентированной, нежели маскулинность.

Вопрос о содержании понятия ««маскулинность» несомненно влечет за собой другой, более житейский вопрос: каким должен быть настоящий мужчина? Представления о положительных мужских качествах, как ни странно, не претерпевают изменений с течением времени. К ним испокон веков относят смелость, ум, силу, решительность и т. д. Представления же о типично мужских недостатках не так однозначны. Если совсем недавно к ним относили грубость, авторитаризм, из­лишний рационализм (иными словами, гипертрофированные положительные мужские качества), то теперь современные женщины все чаще называют пассивность, трусость, слабость и другие подобные качества, являющиеся абсолютными антиподами маскулинной натуре. Такое явление вряд ли можно назвать положительным, так как упадок «мужской» культуры ведет к расшатыванию не только института семьи, но и гражданской позиции мужского населения России, а следо­вательно, к утрате патриотизма среди мужчин, что несет в себе немалый риск, так как мужское население на сегодняшний день все же продолжает являться ос­новой военной безопасности Российской Федерации и ее политики.

Кризис маскулинности на сегодняшний день ярче всего проявляется в процессе социализации мальчиков. Воспитание мальчиков, в отличие от девочек, на протяжении всей истории человечества никогда не ограничивалось родительской семьей. Институты мальчишества, которые в той или иной форме существуют в любом человеческом обществе, являются важнейшим источником формирования мужского самосознания.

Мужская социализация в мужских коллективах еще древних обществ традиционно происходила по двум направлениям — вертикальном (взрослые мужчины воспитывают мальчиков) и горизонтальном (общение со сверстниками, которое является гарантом социально-возрастной автономии мальчиков) [Кон, 2010, с. 26]. И если в современной российской школе в условиях совместного обучения с горизонтальным направлением мужской социализации проблема стоит не так остро (спонтанные мужские группировки — явление обыденное и для сегодняшней системы образования), то вертикальное направление социализации находится в состоянии глубочайшего кризиса.

Всегда считалось, что воспитание мальчиков — не женское занятие. Еще в древней Спарте сыновей рано отделяли от матери, передавая их в руки воспита­телеймужчин. Необходимость присутствия взрослого мужчины рядом с мальчиком понимали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола, помимо нянек, ухаживал еще и крепостной дядька, а к мальчикам школьного возраста приглашали не гувернанток, а гувернеров [Шишова, 2006, с. 32]. В семьях же из низших сословий мальчишки в силу жизненных обстоятельств сами быстро окунались в мужскую среду и приобщались к мужским делам.

Таким образом, принцип «мужчина воспитывает мальчика» был закреплен человеческим обществом исторически. Однако сегодня мы столкнулись с проблемой феминизации школ и вообще всей образовательной системы, которая, увы, пока не имеет ни теоретического, ни практического решения [Кон, 2010, с. 28].

Острая потребность в мужчинах-воспитателях находит решение лишь в призывах и декларациях, которые, в свою очередь, блокируются низкой заработной платой, а также гендерными стереотипами, в связи с которыми мужчина, связывающий свою жизнь с детьми, нередко навлекает на себя подозрения в гомосексуализме и педофилии. В такой ситуации остается лишь надеяться на семью, но и в семье не у всех имеется положительный образ мужчины перед глазами, к тому же число неполных семей с каждым годом растет.

Своеобразным решением проблемы мужской социализации и воспитания маскулинности является реорганизация в России системы кадетского образования.

Историческая справка. Российское кадетское образование берет начало в XVIII веке и связано с именем императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра I. Первый кадетский корпус, открытый 17 февраля 1732 года, получил название «Корпус Кадет Шляхетных детей» и должен был готовить молодых людей как к военной, так и гражданской службе. При дальнейшей трансформации системы образования и появлении все большего числа кадетских организаций были сформированы основные принципы воспитания кадет: гражданственность, приоритет общественно-национальных интересов над личными, патриотизм, гуманизм и т. д.

Попытка перенести данную систему ценностей в наши дни при помощи реанимации кадетских учреждений была ознаменована открытием в 1992 году в Новочеркасске первого со времен революции кадетского корпуса. В то время возрождение кадетского образования было ориентировано не столько на гендерные, сколько политические приоритеты и стало ответом на определенный «социальный заказ», так как в переломные 90-е годы общество остро нуждалось в восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей.

Несмотря на то что по отношению к кадетству в России нет единой государственной политики, данная образовательная система успешно функционирует и развивается уже 19 лет.

Перечислим основные плюсы кадетского подхода к воспитанию маскулинности.

В первую очередь это сведение угрозы мальчишеской феминизации до минимума за счет активного участия в образовательном процессе мужчин. И не просто мужчин, а «мужчин в форме», имеющих непосредственное отношение к воинской профессии и тем самым ориентирующих своих воспитанников на культивирование таких неразделимых с маскулинностью качеств, как сила и мужество.

Во-вторых, обучение в кадетском корпусе построено на уважительном отношении к нашей стране и ее историческим деятелям, чем вносит свою лепту не только в реанимацию утерянного патриотизма в российском обществе, но и учитывает необходимость ключевого момента воспитания мужчины, а именно темы героизма.

Значение возрождения патриотизма в современном российском обществе не так давно было отмечено в речи В.В. Путина, обращенной к преподавательскому составу одного из кадетских корпусов: «То, что делаете вы, и то, что делают ваши офицеры, это одна из важных на сегодняшний день проблем, перед которыми стоит страна, — патриотическое воспитание. И речь идет не о каком-то «квасном патриотизме», о котором часто любят говорить, замкнуто, в узких национальных рамках. Речь идет об уважении и любви к своей собственной стране, к своей семье, к своему народу, к своей истории, к своим ценностям, к тому, что и делает нас единым народом» [http://ria.ru/politics/20020322/97806.html].

В-третьих, в процессе обучения в кадетском корпусе мальчики постоянно пребывают в детском коллективе и получают колоссальный социальный опыт общения со сверстниками. А культивирование товарищеских отношений помогает свести до минимума такие проявления подростковой агрессии, как школьное насилие, буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина) [Кон, 2010, с. 33]

В-четвертых, существующие в системе кадетского образования всевозможные институты самоуправления дают возможность для развития лидерской позиции у воспитанников, умения принимать решения и брать на себя ответственность за их выполнение. А это, безусловно, является важной составляющей мужского ха­рактера.

В-пятых, в процессе обучения кадеты в большей или меньшей степени изолированы от женского общества. Сам вопрос раздельного обучения является очень дискуссионным: психологи, педагоги, социологи приводят множество аргументов «за» и «против». Однако грамотно выстроенная половая дифференциация в рамках кадетского образования, которая предполагает раздельное обучение, но общее воспитательное пространство и совместную внеучебную деятельность с воспитанницами, к примеру, женских гимназий, может оказать лишь благотворное влияние на дальнейшее взаимоотношение мальчиков с противоположным полом.

А рыцарское отношение к даме, которое прививается кадетам, способствует формированию положительных маскулинных стереотипов у будущего мужчины.

И, наконец, в-шестых, в кадетских корпусах уделяется большое внимание физической подготовке воспитанников. А это имеет огромное значение, так как в детстве по состоянию здоровья мальчики зачастую слабее девочек, и системати­ческая физическая нагрузка не только полезна, но и необходима для поддержа­ния здоровья будущего мужчины.

Таким образом, развитие кадетского образования в условиях социального кри­зиса в России на сегодняшний день является, на наш взгляд, одним из наиболее очевидных путей возрождения позитивной оценки маскулинности в обществен­ном сознании. Анализ форм и методов дореволюционного воспитания кадет и их реализация на основе современных социальных реалий способны помочь нашему государству выработать единый оптимальный подход к кадетскому образованию сегодня.


Библиографический список

Вершинина Д.Б. Маскулинность как политическая ценность в контексте гендерного дискурса //Полис: политические исследования. 2007. № 4. С. 100-112.

Змеев В.А. К воинскому искусству: обучать потребным наукам. Первые кадетские кор­пуса России И Военно-исторический журнал. 2011. № 11. С. 49-53.

Козлова Г.Н. Воспитание «корпоративной чести» в кадетском корпусе // Педагогика. 2001. № 2. С. 43-47.

Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире И Вопросы философии. 2010. № 5. С. 25-35.

Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспек­тивы И Вопросы истории. 1998. № 6. С. 76-86.

Федосеева Н. Проблема гендерного неравенства И Преображение. 1996. № 4. С. 5-19.

Шишова Т.Л. Воспитание мальчиков И Виноград. 2006. № 1. С. 32-40.