Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2шш5

И.М. Дугин

 

Концепция нpaвcтвeннoгo воспитания учащихся кадетских корпусов России

 

1. Социальная обусловленность и практико-научная необходимость концепции

Необходимость разработки Концепции нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов России (далее Концепции) обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

Во-первых, традиционно высокой значимостью нравственных качеств в структуре личности российского офицера.

Во-вторых, проявлениями бездуховности, аморальности, эгоизма в поведении определенной части кадетов, размытостью нравственных ориентиров в содержании их мировоззрения.

В-третьих, необходимостью совершенствования подготовки офицерских кадров, обладающих совокупностью профессиональных и духовных качеств, позволяющих обеспечить надежную безопасность России в XXI в.

Основными причинами разработки Концепции, связанными с потребностями развития педагогической теории и практики, являются:

- во-первых, противоречивость во взглядах на основные теоретико-методологические проблемы нравственного воспитания в современной педагогической науке, отсутствие в ней общепризнанной системы принципов, методов, форм нравственного воспитания молодежи, адекватной современному уровню развития научного знания о человеке;

- во-вторых, потребностью командного и преподавательского состава кадетских корпусов в овладении современной методикой нравственного воспитания учащихся;

- в-третьих, отсутствием исследований, посвященных целостному анализу процесса нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов в современных условиях;

- в-четвертых, необходимостью использования в педагогическом процессе позитивного исторического опыта организации нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев.

 

2. Методологические и мировоззренческие основания Концепции

2.1. Современная Концепция нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов должна базироваться на методологических и мировоззренческих идеях, обеспечивающих целостное представление о человеке как субъекте нравственного опыта и объекте нравственного воспитания. Идея целостности приобретает в современной педагогической науке особую методологическую значимость.

2.2. Отечественными исследователями в качестве мировоззренческих и методологических оснований для обоснования теории и практики нравственного воспитания используются следующие подходы: религиозно-теософский, деятельностный, личностно-ориентированный, синергетический, антропологический.

Сравнительный анализ данных подходов позволяет сделать вывод о том, что наиболее полное научное представление о человеке и его нравственном опыте дает сегодня философская антропология в ее современном материалистическом варианте. Философская антропология позволяет:

- понять нравственность как феномен по своей сути антропологический;

- целостно осмыслить нравственный опыт человека, то есть показать его взаимосвязь с природными, социальными, культурными, субъектными характеристиками человека; раскрыть в его содержании диалектику объективного и субъективного, необходимого и свободного, социально- типичного и уникально-неповторимого;

- системно (целостно) осмыслить процесс нравственного воспитания, осуществляемый в учебном заведении - раскрыть сущность, цели и особенности нравственного воспитания, систему его принципов и методов, определить основные пути, задачи и условия совершенствования, разработать критерии оценки эффективности.

 

3. Роль и место нравственного воспитания в системе воспитания учащихся кадетских корпусов

3.1. Поскольку нравственные отношения, моральная мотивация могут проявляться в разнообразных формах деятельности и общения кадетов (учебной, служебной, культурно-досуговой, бытовой) и в конечном итоге определяют меру их гуманности, человечности, то нравственному воспитанию должна отводиться ведущая роль в содержании всего процесса воспитания в кадетских корпусах.

Данное концептуальное положение опирается на исторический опыт организации нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев.

3.2. Основной педагогической задачей, решаемой в кадетском корпусе, является: формирование у учащихся патриотизма, моральной и психологической готовности к защите Отечества, воспитание у них верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и любви к военной службе, выработка высоких морально-психологических качеств.

В решении этой задачи ключевое значение имеет нравственное воспитание кадетов. Образовательный процесс в кадетских корпусах должен быть ориентирован на воспитание у учащихся следующих нравственных качеств: гуманности, ответственности, чувства собственного достоинства, патриотизма, коллективизма, дисциплинированности, которые в своей совокупности составляют содержание идеальной модели нравственного облика российского офицера. Эти качества целостно отражают нравственные отношения офицера к людям, самому себе, своей профессии, окружающей действительности. Формирование у учащихся каждого из этих качеств может рассматриваться как важнейшая цель нравственного воспитания в кадетском корпусе.

 

4. Сущность, цели и задачи нравственного воспитания кадет

4.1. Конкретизацией философской антропологии в педагогической науке является педагогическая антропология. Антропологическое понимание педагогических явлений позволяет заключить, что нравственное воспитание учащихся кадетского корпуса - это процесс субъект- субъектного взаимодействия, диалога между педагогами и воспитуемыми, целью которого является формирование у последних общечеловеческих и профессиональных качеств. Педагогическая эффективность такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог - это межличностное взаимодействие на равных, в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам.

Нравственное воспитание - процесс исключительно сложный, на который воздействует множество объективных и субъективных факторов, как стихийных, так и специально создаваемых, как природных, так и социокультурных.

Целостность человека как индивида, личности, субъекта деятельности и общения, индивидуальности не допускает искусственного расчленения процесса его воспитания на отдельные составляющие. Целостности как сущностной характеристике учащегося должна соответствовать целостность образовательного процесса в кадетском корпусе, единство обучения, воспитания и развития кадетов. Если педагог пытается постичь специфику этой целостности, ему необходимо глубокое понимание специфики каждой из основных характеристик учащегося, вариаций их проявления и сопряжения их друг с другом. При формировании кадета как личности, где первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы развития учащегося как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых формируются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от потребностей, интересов, склонностей, способностей и характера зависят и природные, индивидные характеристики учащегося, его физическое здоровье, работоспособность . Основное же влияние на становление кадета как индивидуальности оказывает его смысловая связь с высокой культурой, свободный и осознанный выбор им ценностных ориентаций.

Понимание нравственного воспитания как субъект-субъектного взаимодействия, диалога противостоит авторитарному подходу к воспитанию, основой которого является императивное словесное воздействие, требование, назидание, приказ, наказание, преобладание монолога со стороны воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний, демонстративный протест учащихся.

4.2. Специфика нравственного воспитания проявляется в следующих особенностях: оно должно быть основано на человеческой свободе, на любви человека к добру, а не на его принуждении, насилии, страхе наказания. Нравственное воспитание отличается особой динамичностью, усложняющимся с течением времени взаимным влиянием участников педагогического процесса друг на друга. В процессе нравственного воспитания педагогу, как правило, приходится не только развивать у воспитуемого нравственные качества, но и препятствовать развитию качеств негативных. Нравственное воспитание требует особо чуткого педагогического руководства, а зачастую и активного вмешательства со стороны педагога, т.к. этическое становление индивида предполагает развитие у него способности управлять своим поведением, преодолевая мотивы себялюбия и своекорыстия. Нравственное воспитание носит двусторонний характер, т.е. одновременно зависит как от внешних условий и обстоятельств, в которых осуществляется педагогический процесс, так и от внутренней позиции воспитуемого, его личностных усилий, которые в определяющей степени влияют на успешность нравственного воспитания. Нравственному воспитанию присуща своеобразная неравномерность, проявляющаяся в том, что педагогу приходится постоянно «подтягивать», «выравнивать», гармонизировать между собой отдельные «составляющие» нравственного облика воспитуемого, одновременно направлять свои усилия как на всестороннее нравственное развитие воспитуемого, так и на развитие у него конкретных моральных качеств. При осуществлении нравственного воспитания одинаково важно использовать как вербальные педагогические средства, так и обеспечивать накопление учащимися опыта нравственного поведения. Нравственное воспитание требует от воспитателя особой деликатности, педагогического такта, индивидуального подхода, личной примерности, поскольку связано с влиянием на мотивационную сферу воспитуемого, его совесть. Т.к. нравственные отношения, моральная мотивация могут проявляться в разнообразных формах человеческой деятельности и общения, то нравственному воспитанию должна отводиться ведущая роль в содержании всего процесса воспитания подрастающего поколения. Названные особенности нравственного воспитания должны учитываться педагогами при организации нравственного воспитания кадетов.

4.3. С психологической точки зрения целью нравственного воспитания является формирование у учащихся нравственной целостности.

Нравственная целостность - это интегративная качественная характеристика человека как всесторонне развитой в моральном отношении индивидуальности. Она представляет собой внутреннюю согласованность и соответствие познавательной, эмоциональной, волевой, поведенческой, коммуникативной, потребностно-мотивационной сфер личности в их нравственном аспекте. В конечном итоге нравственная целостность обеспечивает моральную автономию человека, его этическую субъектность. Формирование нравственной целостности осуществляется на основе комплексного подхода к воспитанию, который обеспечивает необходимое педагогическое влияние на каждую из ее сфер.

4.4. Комплексное педагогическое влияние на нравственное развитие кадетов обеспечивается следующими основными методами: диалога, упражнения, личного примера, создания жизненных воспитательных ситуаций с нравственным содержанием, организации коллективных воспитательных дел с этическим содержанием и ролевых игр с нравственным содержанием.

4.5 Антропологическое представление о человеке как предмете воспитания предполагает, что в ходе нравственного воспитания кадетов воспитатель будет учитывать требования следующих принципов: целостного подхода к организации нравственного воспитания; природосообразности; реализации педагогического потенциала окружающей социальной среды; воспитания в коллективе и через коллектив; культуросообразности; проблемности; субъектности; опоры на положительное в личности воспитуемого; индивидуального подхода.

4.6. Представление об особенностях нравственного воспитания кадетов и противоречиях в развитии их нравственной целостности, учет исторического опыта воспитательной работы в кадетских корпусах, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах позволяют определить следующие основные задачи нравственного воспитания кадетов в современных условиях: повышение качества нравственного просвещения учащихся; насыщение этическим содержанием учебных планов и программ, учебных занятий прежде всего по гуманитарным дисциплинам; активное использование в интересах нравственного воспитания учащихся лучших образцов мировой и отечественной литературы и искусства; развитие эмпатических способностей участников педагогического процесса; гуманизация всей системы взаимоотношений в кадетском корпусе; эффективное использование в целях нравственного воспитания учащихся педагогического потенциала окружающей социальной среды; повышение воспитательного значения воинских ритуалов; активизация воспитания учащихся на традициях выпускников кадетских корпусов; опора в воспитательной работе на традиции Вооруженных сил, рода войск, учебного заведения, подразделения; активное включение учащихся в социально значимую деятельность (конкретная помощь ветеранам Вооруженных сил, участие в военно-патриотическом воспитании младших школьников, забота об исторических памятниках и т.д.); организация жизнедеятельности кадетов в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов; повышение роли первичных коллективов в воспитании учащихся; использование в целях нравственного развития кадетов коллективных форм учебной деятельности; укрепление демократических начал и повышение роли самоуправления в жизнедеятельности учащихся; обеспечение личной примерности в учебе и службе младших командиров; обучение младших командиров практике воспитательной работы; профилактика отклоняющегося поведения кадетов; повышение уровня гуманитарной культуры и психолого-педагогической подготовки командиров рот, взводов, преподавателей, забота об овладении ими демократическим стилем руководства; активизация индивидуально-воспитательной работы с кадетами; обеспечение тесной взаимосвязи педагогов с родителями (родственниками) кадетов, повышение воспитательной роли офицерских династий.

4.7. В основе нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов лежат следующие идеи:

- личностный подход в нравственном воспитании: признание личности учащегося высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого кадета, признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитуемому как к субъекту собственного развития; опора в воспитательном процессе на совокупность научных знаний об учащемся;

- природосообразность нравственного воспитания: определение возможного для конкретного возраста учащихся уровня развития нравственных качеств, на формирование которых следует ориентироваться педагогу; опора при формировании нравственных качеств учащихся на мотивационно- потребностную сферу индивида мужского пола подросткового и младшего юношеского возраста; преодоление противоречий, характерных для подросткового и младшего юношеского возраста и проявляющихся в соответствующей этому возрасту социальной ситуации развития, в учебе и общении как ведущих видах деятельности кадетов; выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого учащегося; преодоление явно ощутимого «дидактического крена» в нравственном воспитании, более основательный учет при его организации особенностей эмоционально-чувственной сферы учащихся - базовых эмоциональных особенностей, психических состояний, проявлений темперамента; глубокое знание половозростных особенностей воспитуемых; развитие эмпатических способностей участников педагогического процесса.

- культуросообразность нравственного воспитания: понимание особой роли культуры в нравственном развитии учащихся кадетского корпуса; качественная организация нравственного просвещения как важнейшего пути совершенствования нравственного воспитания кадетов; активное использование возможностей литературы и искусства при организации нравственного просвещения учащихся; формирование исторической памяти как основы для воспитания патриотизма кадетов; эффективное использование средств массовой коммуникации при организации нравственного воспитания учащихся; усиление гуманитарной насыщенности базового и вариативного компонентов образовательных программ; обеспечение национального своеобразия воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-культурную обрядность, привычки. Однако национальная «окрашенность» нравственного воспитания не может препятствовать выходу учащихся в широкий многонациональный и культурный мир;

- деятельностный подход в нравственном воспитании: организация в процессе жизнедеятельности учащихся необходимых условий для проявления ими нравственных качеств; включение учащихся в социально полезную нравственно формирующую деятельность; наполнение жизнедеятельности кадетов разнообразными коллективными и индивидуальными творческими делами - учебными, трудовыми, благотворительными, общественно полезными, досуговыми, чтобы каждый кадет нашел себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость кадета; активное использование в интересах нравственного воспитания учебной и служебной деятельности; использование в интересах нравственного воспитания естественных и специально созданных жизненных ситуаций, требующих от учащихся поступка, нравственного выбора; воспитание положительного отношения к труду как высшей бытийной ценности, развитие потребности в творческом труде;

- гуманизация всей системы межличностных отношений в кадетском корпусе: обеспечение приоритета ненасильственных приемов взаимодействия с воспитуемым (диалога, подкрепления положительных мотивов поведения, развития позитивных эмоций в случае достижения успеха в выполнении разнообразных дел и другим); выстраивание взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали» в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов; овладение педагогами демократическими формами организации жизнедеятельности учащихся; создание благоприятного психологического климата в первичных кадетских коллективах; активное использование в целях нравственного воспитания воспитательных возможностей коллектива;

- дифференцированный подход к нравственному воспитанию: четкое определение первоочередных и перспективных задач нравственного воспитания кадетов различных возрастных категорий; обеспечение в учебе, службе и дисциплине высокой личной примерности младших командиров; целенаправленная воспитательная работа с «проблемными» учащимися;

- средовой подход в нравственном воспитании кадетов: использование в целях нравственного воспитания кадетов различных вариантов взаимодействия учебного заведения со средой (семьями кадетов, внеучебными референтными объединениями, в которые входит учащийся); включение в «зону нравственной ответственности кадетов» проблем пенсионеров, инвалидов, ветеранов войн и труда; педагогически целесообразная организация среды самого кадетского корпуса - предметно­эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной, архитектурной) среды.

4.8. Особая роль в организации нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов принадлежит педагогу. Поэтому в системе мер, направленных на совершенствование нравственного воспитания, важнейшее значение приобретает повышение гуманитарной культуры и психолого­педагогической компетентности командиров рот, курсовых офицеров, педагогов-воспитателей.