ВЕСТНИК ЕКАТЕРИНИНСКОГО ИНСТИТУТА № 2 (42) 2018

О.Ю.КОВАЛЕНКО

 

К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

В данной статье предпринята попытка осветить вопрос преемственности суворовских военных училищ и кадетских корпусов Российской империи. В настоящее время в нашей стране к начальному военному образованию приковано пристальное внимание. В системе учебных заведений Министерства обороны реализуется программа развития кадетского образования, в ходе чего открываются новые суворовские военные училища и президентские кадетские корпуса.

В связи с этим весьма актуальным является вопрос изучения исторической преемственности в сфере подготовительных военных учебных заведений. Важно тщательно проанализировать опыт кадетских корпусов, сформировавшихся и функционировавших в период Российской империи. Выявить их основные образовательные, воспитательные особенности, нашедшие воплощение в Деятельности их правопреемников - советских суворовских военных училищ. Для решения этих задач были применены сравнительные методы исследования. В статье использованы архивные и нормативно-правовые документы Российской империи и СССР. Данное исследование может быть применимо для обоснования и формулировки предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в современных учебных заведениях среднего общего военного образования.

 

В условиях непростой геополитической ситуации, в которой находится Россия и весь мир в настоящее время, важным гарантом стабильности и безопасности является сильная армия, костяк которой составляют грамотные, опытные офицеры. В связи с этим, особое внимание сосредоточено на проблеме обучения и воспитания офицерских кадров, как особой социально-групповой общности.

В первую очередь военно-профессиональная самоидентичность формируется во время обучения в военных учебных заведениях. Исходя из этого, в последние годы значительное расширение получила система среднего общего военного образования. В частности, впервые за несколько десятилетий были открыты новые суворовские военные училища - в Перми (в 2015 году) и Туле (в 2016 году).

На торжественном собрании, посвященном открытию Тульского суворовского военного училища, Президент Российской Федерации В.В.Путин заметил, что «отличительной чертой суворовской системы образования всегда были глубокие знания, высокая культура и дисциплина, воспитание истинного патриотизма. Это особенно важно сейчас, когда наше общество восстанавливает историческую преемственность и связь поколений, обращается к традициям и основам, которые на протяжении многих веков делали наш народ сильным и сплоченным».

Изучая специфику деятельности суворовских училищ как учебных заведений, заложивших основы советского начального военного образования, необходимо выявить предпосылки их создания в отечественной системе подготовительных военно-учебных заведений.

Известно, что советский военный деятель, дипломат, генерал-лейтенант Красной Армии А.А.Игнатьев, будучи выпускником Пажеского корпуса, в своем обращении к И.В.Сталину писал: «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физических развитых будущих командиров Красной армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись всё же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей».

А.А.Игнатьев предложил открыть в Москве в качестве эксперимента «советский кадетский корпус». И.В.Сталин прислушался к данному предложению и отдал приказ об открытии суворовских военных училищ.

Преемственность суворовских училищ и кадетских корпусов нашла отражение в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», которое предписывало создать «девять суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников».

Взаимосвязь суворовских училищ и кадетских корпусов стала темой беседы М.И.Калинина с заместителями начальников суворовских училищ по политической части 10 мая 1944 года. М.И.Калинин отмечал: «Суворовские училища, по мысли их основателей, повидимому, должны быть вроде старых кадетских корпусов. Кадетские корпуса были неплохими учреждениями, окончившие их имели право поступать в высшие учебные заведения. Конечно, 90% кадетов шло в военные училища... Надо ознакомиться с системой обучения в кадетских корпусах. с историей их организации, чтобы не выдумывать того, что уже было введено в жизнь».

Кадетские корпуса впервые появились в Пруссии в 1653 году.

 

В Российскую Империю идею создания кадетских учебных заведений привнес сподвижник Петра I граф П.И.Ягужинский, служивший послом при прусском дворе.

Согласно Высочайшему указу императрицы Анны Ивановны 17 февраля 1732 года в Санкт-Петербурге был открыт Корпус кадетов, состоящий из 200 человек Шляхетских детей от 13 до 18 лет как Российских, так и эстляндских и лифляндских провинций, которых надлежало «обучать арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к военному искусству потребным наукам».

В связи с открытием Морского кадетского корпуса в 1752 году кадетский корпус получил название Сухопутного Шляхетского корпуса.

Кадеты, учитывая их способности, закреплялись за определенным родом войск, в котором проходили военную службу.

По выпуску лучшим воспитанникам присуждался чин подпоручика или поручика, а остальные кадеты получали чин унтер-офицера или прапорщика.

В 1762 году появился еще один Шляхетский кадетский корпус - Артиллерийский и Инженерный. В него была преобразована созданная по инициативе генерал-фельдцейхмейстера графа П.И.Шувалова Артиллерийская и Инженерная дворянская школа.

Таким образом, в XVIII веке в этих трех корпусах велась основная подготовка офицеров для сухопутных войск и флота.

С восшествием на престол Павла I в кадетских корпусах была значительно усилена военная составляющая обучения.

Кадетские корпуса были переименованы. Сухопутный кадетский корпус 10 марта 1800 года получил название - Первый кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный, утратив свою специфику, был назван Вторым кадетским корпусом.

В годы царствования Николая I наступил новый этап в истории кадетского образования.

1 февраля 1830 года было утверждено «Положение», согласно которому были образованы кадетские корпуса в большинстве губернских городов. Корпуса подчинялись Главному начальнику военно-учебных заведений и распределялись по военным округам - Санкт-Петербургский, Московский и Западный.

Развитие военной науки, рост объема необходимых офицеру знаний в середине XIX века послужил стимулом для коренной реорганизации кадетского образования.

По инициативе Д.А.Милютина с декабря 1962 года началось преобразование кадетских корпусов в военные гимназии, строевой состав которых был упразднен, а большинство офицерского состава заменено гражданскими преподавателями.

Управление военными гимназиями осуществляло созданное в 1863 году Главное управление военно-учебных заведений в составе Военного Министерства.

В начале 80-х годов военным министром П.С.Ванновским была проведена новая реформа кадетской системы, в результате которой, начиная с 1882 года, подготовительным военно-учебным заведениям было возвращено наименование «кадетские корпуса».

 

Следующий виток преобразований кадетского образования начался после Февральской революции.

С 31 мая по 4 июня в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд работников кадетских корпусов, на котором по инициативе преподавателя Третьего Московского кадетского корпуса И.А.Вертоградского было принято единогласное решение о преобразовании корпусов вновь в военные гимназии.

После Октябрьской революции, одновременно с декретом об отмене «чинов и титулований» было прекращено поступление в старые военно-учебные заведения.

До конца 1918 года все кадетские корпуса были расформированы.

 

Почему же именно кадетские корпуса Российской Империи избрал И.В.Сталин в качестве образца для создания новой суворовской военной школы? И в чем заключалась необходимость создания суворовских училищ, учитывая то, что в стране на данный момент уже существовали подготовительные военные училища - 17 артиллерийских спецшкол, 8 специальных военно-морских школ и 20 специальных школ ВВС?

Одну из заслуживающих внимания версий по данным вопросам выдвинул доктор педагогических наук, профессор Н.Б.Саханский, который считает, что в момент решительного перелома в Великой Отечественной войне, после Курской битвы, когда началось постепенное восстановление освобожденных от оккупации районов, существовал риск, что в среде молодежи на фоне послевоенных бедствий могут возникнуть негативные процессы, ведь война серьезно повлияла на общественное сознание.

Понимая это, И.В.Сталин решил, что необходимо сознательно и целенаправленно формировать поколение молодежи, ориентированное на исторические приоритеты, патриотические традиции страны. И подобный пример в российской истории имелся - кадетские корпуса, кузница подготовки «людей государевых». Давняя, многократно обкатанная и доказавшая свою эффективность модель кадетской подготовки оказалась вновь востребованной. Сталин разглядел в кадетских корпусах надежный инструмент патриотического воспитания и образования. И поспешил воспользоваться им, чтобы поставленные властью новые задачи могли решать уже принципиально новые кадры.

Но остается открытым вопрос - если в стране на тот момент уже действовала сеть подготовительных военных училищ, то можно было усовершенствовать ее, и совсем необязательно было создавать рядом, параллельно что-то новое?

Ответ на этот вопрос дает в своем письме к И.В.Сталину генерал-лейтенант А.А.Игнатьев, отмечая, что «принятые перед войной меры по подготовке офицеров в форме спецшкол явились первой попыткой придать воспитанию молодёжи школьного возраста военный характер. Хотя короткий срок существования этих школ и не даёт возможности вынести им окончательный приговор, однако, по мнению большинства высшего и старшего командного состава, это мероприятие является полумерой и не может устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности - военной этики и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава».

Данная А.А.Игнатьевым оценка во многом связана с кратковременностью обучения в спецшколах, составлявшего три года.

Учитывая это, а также ориентируясь на сроки обучения в кадетских корпусах Российской Империи, в суворовских училищах был установлен семилетний срок обучения, что, естественно, значительно усилило возможности воинского воспитания, позволило формировать и закреплять в сознании учащихся устойчивое уважение к отечественным воинским традициям и ритуалам, а также значительно способствовало сплочению суворовского коллектива.

Советский педагог, доктор педагогических наук, профессор Н.И.Алпатов в своих работах, посвященных истории кадетского образования, отмечал, что «суворовские военные училища ... от кадетских корпусов заимствовали все лучшее, что в них было».

 

Так, известно, что при разработке с августа по декабрь 1943 года «Положения о Суворовских военных училищах», составители опирались на «Положение о кадетских корпусах» 1886 года. Сравнивая Положения 1943 и 1886 годов, можно заметить явные совпадения.

Например, первая статья «Положения о кадетских корпусах» гласит:

«Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

В начале «Положения о Суворовских военных училищах» мы видим сходный текст:

«Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

Тщательно изучался опыт кадетского образования в сфере формирования структуры и инфраструктуры учебных заведений.

В суворовских военных училищах нашли реализацию такие особенности внутреннего устройства кадетских корпусов, как централизация управления, важная роль в учебно-воспитательной работе командиров рот, офицеров-воспитателей и их помощников, высокие требования к сотрудникам при приеме на работу, непрерывная методическая работа по повышению их профессиональных качеств.

Прослеживаются параллели в специфике учебно-воспитательной работы суворовского и кадетского образования:

направленность на обучение и воспитание «новых людей» - образованных, всесторонне развитых личностей;

отсутствие разделения и приоритетов между военными и общеобразовательными предметами, военная и общеобразовательная составляющие учебного процесса преподносились комплексно, и требования к их изучению были одинаково высокими;

углубленное изучение иностранных языков;

дополнительные учебные предметы: верховая езда, фехтование, танцы;

полное государственное обеспечение.

Наряду с несомненной схожестью, обращают на себя внимание и явные отличия кадетской и суворовской образовательных систем.

Вот лишь некоторые из них:

в кадетских корпусах все вопросы учебно-воспитательной работы находились исключительно в ведении учебного отдела (иных отделов не существовало), что негативно влияло на оперативность принятия решений. Учитывая это, в суворовских училищах были созданы отдельные предметно-методические комиссии, каждая из которых решала свои узкоспециализированные вопросы, согласуя их с требованиями учебного отдела;

в суворовских училищах, в отличие от кадетских корпусов, отсутствовало ранжирование по родам войск. Был утвержден ряд общевойсковых дисциплин, которые в обязательном порядке изучали все суворовцы;

коренное отличие заключалось в том, что кадетские корпуса занимались подготовкой кадров не только для военных училищ, но и для гражданских учебных заведений, тогда как суворовские военные училища воспитывали исключительно будущих офицеров.

Суворовские военные училища, являющиеся преемниками кадетских корпусов Российской Империи, не случайно называют «настоящей кузницей кадров» отечественного офицерства.

Их выпускники с достоинством продолжают дело своих великих предшественников, выпускников кадетских корпусов, таких как Ф.П.Врангель, А.Н.Сеславин, Я.П.Кульнев, М.И.Голенищев-Кутузов, Ф.Ф.Ушаков и П.С.Нахимов.

Выпускники-суворовцы обладают глубокими профессиональными знаниями, высоким уровнем образованности и эрудиции, развитым чувством патриотизма, воинского долга, товарищества. Все эти качества были сформированы в русле отечественной системы начального военного образования, которая, благодаря преемственности, накопила огромный, почти 300летний опыт подготовки офицерского корпуса страны, и по настоящее время остается значимой и актуальной.


Литература:

Абрамов А.П. Историко-социологический абрис советской модели подготовки будущих офицеров в системе среднего специализированного военного образования // Военный сборник. - Т. 4. - № 2. - С. 68-79.

Алпатов Н.И. Опыт кадетских корпусов - суворовским училищам. // Пограничник. - 1945. - № 20. - С. 44-48.

Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России. - Рязань, 1948.

Белов С.Н. Суворовские военные училище Поволжья (1943-1964 гг.): основные этапы становления и развития: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Самара, 2007.

Буковская Т.И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России: дис. ... канд. ист. наук. - Санкт-Петербург, 2003.

ГАРФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 224. Л. 14-15. Срок обучения - восьмилетний. Записка А. А. Игнатьева Сталину о создании кадетских корпусов. (17 апреля 1943 г. Генерал-майор Игнатьев А.А. Народному комиссару обороны, маршалу Советского Союза Сталину И.В. о создании кадетских корпусов).

Дарков С.К. Кадетские корпуса. Суворовские военные училища. Продолжение традиций? - М., ЕВСТИ, 2011.

Кунц Н.З., Владимиров А.И. Становление и развитие суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ // Военный академический журнал. - 2015 - №3 (7) - С. 25-31.

Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ I). Т VIII. № 5811.

Постановление о суворовских училищах // Правда. - 1943. - №209. - 22 августа.

Поздравление Министра обороны Российской Федерации, генерала армии С. Шойгу в связи с 70-летием образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ

Романов Б.Г. Суворовские училища: история, проблемы // Журнал «Бомбардир» - 1995. - №2 - С. 21-29

Саханский Н.Б. На службе Отечеству // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 3-4.

РГАСПИ. Ф. 78. Оп. 8. Д. 1008. Стенограмма беседы тов. Калинина М.И. с заместителями начальников суворовских училищ по политической части 10 мая 1944 г.

Сыченков Б.П. Юные боги войны. Краткая история средних военно-учебных заведений Советского Союза. М., Голос-Пресс, 2006.

Чупахина (Коваленко) О.Ю., Шеин И.А. Организация образовательного процесса в суворовских военных училищах в 1943 - 1956 гг. // Право и образование. - 2015. - № 1. - С. 132139.