УДК 94 (47)                                                                                                                                              Новые исторические перспективы 2018, № 2 (11)

 

Алексей Николаевич Гребёнкин

Кандидат исторических наук, доцент филиала РАНХиГС при Президенте РФ — Среднерусского института управления.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В СССР В 1943 ГОДУ

В статье рассмотрен начальный этап возрождения традиций дореволюционного отечественного военного образования, связанный с открытием в 1943 г. суворовских и нахимовских училищ.

 

 Обусловленный сугубо политическими причинами отказ руководства военно-учебных заведений РСФСР от использования богатейшего опыта деятельности старых кадетских корпусов и военных училищ быстро обнаружил свои невыгодные стороны. Уже в годы Гражданской войны необходимость заполнения педагогического вакуума, затруднявшего работу военных школ и курсов, вынудила обратиться к дореволюционным формам и методам обучения и воспитания командных кадров.

В начале 1920-х гг. была инициирована дискуссия о возможности возрождения в Советской России кадетских корпусов, которая, однако, не нашла поддержки у Государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения.

Следующая попытка актуализации дореволюционного военно-учебного опыта была предпринята в 1937 г. Она оказалась более успешной: были созданы спецшколы, отдаленно напоминавшие кадетские корпуса. Примечательно, что идея их создания принадлежала комкору В.Д. Грендалю — ученому-артиллеристу, выпускнику Псковского кадетского корпуса.

Начавшаяся война прервала процесс планомерного внедрения традиций старой военной школы в практику подготовки командиров Красной Армии. Он возобновился лишь в середине 1943 г., после того как в ходе Великой Отечественной войны произошел коренной перелом, и привел к открытию суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ.

Инициатива создания подготовительных военно-учебных заведений, в основу которых должен был быть положен опыт деятельности кадетских корпусов, принадлежала генерал-майору А.А. Игнатьеву — воспитаннику Владимирского Киевского и Пажеского корпусов, не понаслышке знакомому с принципами и методами кадетского воспитания. В своей записке «О создании кадетских корпусов», направленной И.В. Сталину в апреле 1943 г., Игнатьев отмечал, что задача воспитания квалифицированного офицерского корпуса властно диктует необходимость начать подготовку будущих офицеров как можно раньше: «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней, школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной Армии». По мнению автора записки, создание спецшкол, преследовавших цель «придать воспитанию молодежи школьного возраста военный характер», являлось лишь полумерой, которая не могла ликвидировать недостаток у советских офицеров военной этики, необходимой им для создания необходимого авторитета в глазах подчиненных. Кадетские же корпуса, как полагал Игнатьев, «несмотря на все недостатки, являлись все же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей». Как и до революции, кандидаты на получение офицерского звания должны были получать, помимо полноценного среднего образования, углубленную подготовку по математическим дисциплинам и иностранным языкам, а также обучаться строевым приемам.

Предложение А.А. Игнатьева было одобрено руководством страны. В принятом 21 августа 1943 г. Советом Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) постановлении № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» говорилось о том, что открываемые в Майкопе, Новочеркасске, Астрахани, Воронеже, Чугуеве, Курске, Ельце, Калинине и Ставрополе суворовские училища должны были быть «типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4 500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников»

25 августа 1943 г. в газете «Красная звезда», центральном органе Народного Комиссариата обороны СССР, был опубликована беседа с начальником военно-учебных заведений РККА генерал-лейтенантом В.И. Морозовым. Морозов отмечал, что открываемые суворовские училища (которые он назвал «нынешними кадетскими корпусами») будут предназначены в первую очередь для детей погибших командиров и бойцов РККА. Таким образом, новые учебные заведения, как и их дореволюционные аналоги, должны были выполнять благотворительную функцию. Однако главной задачей училищ была выработка образцового офицера Красной Армии: «воспитанники получат здесь. элементарные познания в военном деле. Окончив в будущем военные училища, они станут достойными советскими офицерами. Вся система воспитания будет построена так, чтобы воинское начало впиталось в плоть и кровь воспитанников еще с детских лет». Не менее существенное внимание, по мнению Морозова, должно было быть уделено и культурной работе, «привитию необходимых культурных и бытовых навыков. Окончивший суворовское военное училище офицер должен являть собой образец патриотизма, культурности и высокого знания военного дела». Стандартную учебную программу средней школы предполагалось расширить за счет углубленного изучения иностранных языков и дополнительных занятий по физической подготовке.

Тезис о том, что училища должны создаваться «по типу старых кадетских корпусов», в беседе с В.И. Морозовым был существенно развернут. Так, в статье отмечалось о том, что суворовцы получат форму и погоны, а в каждое учебное отделение будет назначен особый офицер-воспитатель, который будет вести своих детей вплоть до выпуска. Необходимую помощь при переносе социокультурного опыта кадетских корпусов должны были оказать не только изучение литературы о работе дореволюционной военной школы, но и консультации с офицерами-выпускниками старых корпусов.

В сентябре 1943 г. было принято решение об открытии суворовских военных училищ войск НКВД в Кутаиси и Ташкенте. В 1944 г. было открыто еще шесть суворовских военных училищ — в Горьком, Казани, Туле, Куйбышеве, Саратове и Тамбове. В 1943—1945 гг. были учреждены три нахимовских военно-морских училища (в Тбилиси, Ленинграде и Риге).

1 декабря 1943 г., в день открытия суворовских училищ, в «Красной звезде» появилась редакционная заметка, в которой говорилось о том, что «суворовские военные училища — преемники лучших традиций старых кадетских корпусов». В заметке даже цитировалось (с незначительными купюрами) написанное Я.И. Ростовцевым в 1848 г. «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений»: «Русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер — вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений должен переходить со школьной скамьи в армию...»

 

В тот же день, 1 декабря 1943 г., в газете «Комсомольская правда» были помещены две небольшие статьи — «Твоя школа» и «Юность воина».

 

Автором первой статьи был генерал-лейтенант В.И. Морозов. Он напоминал воспитанникам суворовских училищ о тех заветах, которые оставил прославленный генералиссимус в своих приказах и знаменитом сочинении «Наука побеждать», давал краткую, но яркую характеристику его жизненного пути, уделяя особое внимание самодисциплине Суворова, закалке им тела и духа, неугасимому стремлению к изучению военного дела. Обращаясь к биографии полководца, Морозов стремился внушить суворовцам, что «дух дисциплины, организованности, точности всегда и во все времена делал воина непобедимым, помогал ему совершать подвиги» и что «для воспитанников суворовских училищ строжайшая дисциплина — закон».

Личная дисциплинированность должна была стать главным принципом жизни суворовцев, но отнюдь не единственным. Не менее важной задачей было овладение всеми науками, необходимыми офицеру, и прежде всего военными. Морозов напоминал, что Суворов терпеть не мог невежественных, ограниченных людей («немогузнаек»), и считал их виновниками многочисленных бед. Наконец, офицер должен был во всем служить примером бойцу, а для этого ему следовало в совершенстве владеть всей солдатской премудростью. Для того чтобы стать хорошим командиром, нужно было с детства готовить себя к военной карьере, беззаветно любить его и неустанно совершенствоваться как в теории, так и в практике.

 

Вторую статью написал А.А. Игнатьев. Он отмечал, что суворовские военные школы «должны восстановить лучшие традиции бывших кадетских корпусов». Бывший киевский кадет, а затем паж и слушатель Николаевской академии Генерального штаба с чувством отмечал, что «дрогнут сердца и бывших воспитанников кадетских корпусов, оставшихся верными сынами Родины и своего народа», и даже процитировал строфу из марша Киевского корпуса: «Дружным, кадеты, строем сомкнитесь». Игнатьев говорил и о продолжении культурных традиций русской военной школы: «Передовые русские офицеры всегда являлись носителями русской культуры, и мы, старые военные, особенно гордились тем, что Лермонтов и Толстой вышли из нашей офицерской среды». Он призывал суворовцев учить иностранные языки, заниматься спортом, быть всегда вежливыми, подтянутыми, дисциплинированными. Говоря о значении дисциплины в жизни военного человека, Игнатьев отмечал: «Суворовские школы строятся по образцу кадетских корпусов именно потому, что основной их задачей является воспитание, а в отношении некоторых ребят и перевоспитание, искоренение всякой грубости в обращении и борьба с матерью всех пороков — ложью и неправдой. Бодро и прямо в глаза смотрели мы, кадеты, в глаза начальнику и, провинившись, не роптали на наложенные дисциплинарные взыскания. Мы переносили их, как подобает настоящему солдату» (Игнатьев 1943: 3). Генерал акцентировал внимание на том, что в отношении специально-военной подготовки суворовцы находятся в лучшем положении, нежели кадеты: в кадетских корпусах педагоги-офицеры, хотя и обладали высокой квалификацией, были оторваны от строя; суворовцев же обучают и воспитывают заслуженные офицеры-фронтовики, кавалеры множества боевых наград, способные рассказать о многом и поделиться своими личными впечатлениями.

 

Идея использования военно-культурного наследия кадетских корпусов в деятельности суворовских училищ стала активно воплощаться в жизнь с первых же дней существования новых учебных заведений. Установка на возрождение учебно-воспитательных традиций, в течение десятилетий складывавшихся в дореволюционной военной школе, выражалась, в частности, в том, что на должности начальников суворовских училищ стремились назначать генералов и офицеров Красной Армии — выпускников старых кадетских корпусов или военных училищ. Так, первый начальник Воронежского СВУ генерал-майор В.В. Баланцев окончил Псковский кадетский корпус, первый начальник Харьковского СВУ генерал-майор П.А. Еремин — Иркутское военное училище, первый начальник Новочеркасского СВУ генерал-майор В.Г. Клементьев — Омскую школу прапорщиков, а его преемник генерал-майор П.П. Антипин — Чугуевское военное училище. Первый начальник Тбилисского нахимовского военно-морского училища контр-адмирал В.Ю. Рыбалтовский являлся выпускником Морского корпуса, автором статьи «Воспитание офицера в царском флоте». Аналогичный принцип был положен и в основание комплектования учебно-воспитательного состава. В Горьковском СВУ «в течение двух лет офицером-воспитателем был выпускник Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса Георгий Алексеевич Шелехов» (Горьковское училище 2014: 36).

В соответствии с главной мыслью, выраженной в постановлении о создании суворовских училищ, учебно-воспитательная работа в них строилась на тех же основаниях, что и в старых кадетских корпусах. График занятий был очень плотным, причем уроки чередовались с прогулками и физическими упражнениями. Наряду с полным средним образованием выпускники получали основательные знания по военному делу (строевая подготовка, огневая подготовка, материальная часть оружия), которые подтверждались соответствующими справками. Большое внимание уделялось продуктивному заполнению досуга: были открыты многочисленные кружки (математический, радиодела, литературный, драматический и т.п.), укомплектованы хорошие библиотеки, созданы условия для продуктивного занятия различными видами спорта. Весьма насыщенной была культурная жизнь: суворовцы посещали театры, обучались игре на музыкальных инструментах и даже устраивали самодеятельные концерты. Существенное место в воспитании отводилось обучению основам этикета: будущий офицер должен был быть не «бурбоном», а светским человеком. С этой целью суворовцы периодически посещали танцевальные вечера в городских школах, а в самих училищах устраивались балы, на которые приглашались ученицы старших классов.

Официальные воинские традиции служили прямым продолжением дореволюционных. Как и кадетским корпусам, суворовским училищам вскоре после их создания были вручены знамена. Лучшим воспитанникам старших классов, назначаемым на должности командиров отделений, присваивались звания вице-сержантов и вице-старшин. В дни больших праздников воспитанники училища принимали участие в парадах местных гарнизонов. Стала складываться даже традиция шефства — с той разницей, что если до революции шефами кадетских корпусов являлись члены императорской фамилии, то над суворовскими училищами шефство осуществляли крупные предприятия, способные оказать существенную материальную помощь. Так, над Горьковским СВУ шефство уже в 1944 г. взяли коллективы четырех заводов, в том числе таких гигантов, как ЗИМ и кораблестроительный завод «Красное Сормово». Идея преемственности традиций проявлялась даже в мелочах. Форма суворовцев практически копировала кадетскую, а за образец погона суворовских училищ «.. .был взят алый погон Суворовского кадетского корпуса, созданного в 1899 г. в Варшаве» (Горьковское училище 2014: 36).

Таким образом, 1943 год стал годом коренного перелома не только в Великой Отечественной войне, но и в процессе возрождения лучших традиций отечественного военного образования. Суворовские и нахимовские училища стали достойными наследниками дореволюционных военноучебных заведений, а их выпускники — «правнуки Суворова и Нахимова» — переняли эстафету славных дел от питомцев старых кадетских корпусов

 


Литература:

Горьковское училище 2014 — Горьковское суворовское военное училище / Автор- составитель Гурковский В.А. М., 2014. 332 с.

Грабарь 2003 — Грабарь В.К. Нахимовское училище: История. Традиции. Судьбы. СПб., 2003. 510 с.

Игнатьев 1943 — Игнатьев А. Юность воина // Комсомольская правда. 1943. 1 декабря. № 283 (5685).

Морозов 1943 — Морозов В. Твоя школа // Комсомольская правда. 1943. 1 декабря. № 283 (5685).

О неотложных мерах — О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года // URL: http://flot.com/education/inbedofsvu/3/ (дата обращения: 23.04.2018).

РГАСПИ — Об организации шести суворовских военных училищ: Постановление Государственного комитета обороны № ГОКО-6002 от 4 июня 1944 г. // Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 1. Д. 261.

Суворовские училища 1 — Суворовские военные училища // Красная звезда. 1943. 1 декабря. № 283 (5654).

Суворовские училища 2 — Суворовские военные училища. Беседа с начальником Управления военно-учебных заведений Красной Армии генерал-лейтенантом В.И. Морозовым // Красная звезда. 1943. 25 августа. № 200 (5571).

.