С.К.Дарков

Зам. председателя Московского областного отделения Российского общества историков-архивистов.

 

СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА КАК

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВОЕННЫХ УСПЕХОВ.

 

Статья посвящена возрожденной в 1943г. российской системе раннего военного образования на базе Суворовских военных училищ. Подробно изложено содержание Раздела Х Постановления Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП (б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации». Приведены некоторые факты из истории СВУ и примеры положительного влияния принятых решений на развитие и совершенствование военной педагогики.

 

Несмотря на большие военные успехи, лето 1943 года не давало однозначного ответа на вопрос: кто одержит окончательную победу во второй мировой войне? Непомерная нагрузка на мирное гражданское население СССР оказывала отрицательное воздействие на функционирование народно-хозяйственного комплекса. К этому времени людские резервы были на исходе и всем хорошо известно, что за станки встали совсем молодые люди, практически дети. В воинских частях и партизанских отрядах они наравне со взрослыми несли бремя воинской службы. Все это достаточно хорошо известно и правдиво изложено на основе архивных данных. Подготовка офицеров и младших командиров велась ускоренными темпами. Семнадцати-восемнадцатилетние юноши командовали взводами, ротами, батареями, служили командирами на флоте и летали в авиации. Практика показала, что в 17 лет человек вполне может управлять воинской командой.

К тому же опыт русской армии показал, что питомцы кадетских корпусов в 17 лет становились офицерами и успешно справлялись на поле боя со своими командирскими обязанностями. Особенно это было заметно во время Отечественой войны 1812г. Яркими примерами раннего становления офицерства могут быть наши великие соотечественники М. Кутузов и Ф. Ушаков. Примечательно, что они практически одновременно окончили кадетские корпуса в Петербурге.

К 1943 г. в Красной Армии служили достаточно много питомцев дореволюционных кадетских корпусов. Некоторые из них пришли с фронта Героями Советского Союза. После закрытия корпусов в 1918г. прошло не так много времени, всего 25 лет. Известно, что граф Игнатьев А.А. («50 лет в строю») к этому времени имел генеральское звание и служил в Красной Армии. В своем письме руководству страны он изложил свою идею о возрождении военных школ типа дореволюционых кадетских корпусов. По- видимому, одним из весомых аргументов послужило напоминание о возможности ранней подготовки командного состава для фронта. Это мог быть надежный резерв для пополнения офицерского корпуса. К этому времени советская пропаганда активно использовала имена известных русских полководцев, а также были восстановлены офицерские звания и офицерские знаки отличия русской армии (погоны).

Письмо Игнатьева, вероятно, сыграло свою роль в подготовке и реализации соответствующего Постановления Правительства.

Сразу после окончания Курско-Орловской наступательной операции встал остро вопрос о приведении освобождённых территорий к мирному управлению. Всвязи с этим в Постановлении Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП (б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» в Разделе Х - "Об организации для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, Суворовских военных училищ, специальных ремесленных училищ, специальных детских домов и детских приёмников-распределителей" были рассмотрены вопросы размещения детей школьного возраста в учебных заведениях разного назначения и принадлежности. Предусмотрено создать следующие заведения:

"а) 9 суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников.

б)  23 специальных ремесленных училища со сроком обучения до 7 класса.

в)  специальные детские дома на 16300 человек.

г)  29 детских приёмников-распределителей на 2000 мест.

2.    Обязать НКО:

а)  Сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 г.:

Краснодарское СВУ в г. Майкопе, Новочеркасское СВУ в г. Новочеркасске, Сталинградское СВУ в г. Астрахани, Воронежское СВУ в г. Воронеже, Харьковское СВУ в г. Чугуеве, Курское СВУ в г. Курске, Орловское СВУ в г. Ельце, Калининское СВУ в г. Калинине, Ставропольское СВУ в г. Ставрополе.

б)  Разработать и подать к 1 октября с.г. штаты и положения о суворовских военных училищах, учебные программы и планы и укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным офицерским составом.

3.    Обязать НКО:

а)  К 1 октября с.г. отвести и отремонтировать в пунктах дислокации СВУ соответствующие помещения.

б)  Разработать образцы форм воспитанников СВУ и к 15 сентября представить на утверждение СНК СССР.»

Найти разработчика формы суворовцев пока установить не удалось, но точно известно, что чёрные брюки с красными лампасами заимствованы из униформы английских королевских гвардейцев, которые несут дозор у Букингемского дворца в Лондоне.

Из директивы Генерального штаба Красной Армии от 27 августа 1943 года за № орг/7/13865/с:

«Во исполнение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) по формированию суворовских военных училищ к 15 сентября 1943 г. провести следующие мероприятия:

1.    Формирование СВУ провести по штату № 017/464 численностью воспитанников 500 человек.

2.    Укомплектование постоянным составом формируемых СВУ произвести к 20.9.1943 года;

а)  Распоряжением начальника ГУК НКО - должности начальников училищ, их заместителей и помощников, преподавателей, командиров рот и офицеров-воспитателей;

б)  Распоряжением начальника Управления кадров ГлавПУРККА - должности заместителей начальников училищ по политической части и должности политаппарата;

в)  Распоряжением командующего войсками округа - остальные должности постоянного состава училищ военнослужащих и вольнонаемных по согласованию с начальником УВУЗ КА.

Отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт в педагогической и воспитательной работе и практический стаж в командовании. подразделениями и частями Красной Армии.

При наличии всех этих качеств преимущество отдать офицерам, имеющим боевой опыт.

3.    СВУ во всех отношениях подчинить начальнику УВУЗ КА.

Начальнику УВУЗ КА:

а)  5 сентября с.г. провести совещание начальников СВУ с участием представителя начальника тыла КА по вопросам организации работы в училищах;

б)  К 15 сентября с.г. разработать и выслать на места подробную информацию о наборе воспитанников, а также планы и программы и представить на утверждение Положение о СВУ;

4.    Командующим войсками округов совместно с местными советскими и партийными организациями в пунктах формирования училищ отвести жилые и учебные помещения. Помещениям произвести необходимый ремонт, оборудовать их классной мебелью, инвентарем для общежития, обеспечить топливом и освещением и всем необходимым хозяйственным оборудованием.

5.    Начальнику тыла КА обеспечить формирование училищ всем положенным имуществом по табели. Формирование училищ закончить к 20 ноября с расчётом начать занятия с 1 декабря 1943 года.

О ходе формирования доносить десятого и двадцатого числа каждого месяца через УВУЗ КА. Первое донесение - 10 сентября с.г.».

В Казанском СВУ, например, в каждом учебном классе было установлено пианино. Нач. учебного отдела этого училища полковник Пирожинский окончил до революции кадетский корпус.

В 1944 г. по примеру СВУ были созданы Нахимовские военно-морские училища (НВМУ) в Ленинграде, Тбилиси, Риге.

Батальон Тульского СВУ участвовал в параде победы в 1945г. на Красной площади. С тех по все суворовские училища принимают участие в военных парадах. В Ленинграде до 70-х годов военные парады открывала рота барабанщиков ЛнСВУ. Причем барабанные палочки суворовцы вытачивали самостоятельно на токарных станках во время уроков труда, поскольку во время подготовки к параду они непрестанно ломались старательными барабанщиками, так как барабанить учились на больших досках.

Как следует из Стенограммы совещания Калинина М.И. с нач. политотделов СВУ в мае 1944 г., руководство страны весьма смутно представляло себе смысл и сущность кадетского воспитания. Неспроста этот документ до 2015г. не публиковался полностью и впервые стал доступен в моей книге «Кадетские корпуса. СВУ. Продолжение традиций?»

Но вопреки идеологическим установкам советского периода суворовцы (в некоторых училищах их называли воспитанниками) переняли образ мышления воспитанников кадетских корпусов. И не потому, что в ряде суворовских училищ начальниками и старшими офицерами являлись бывшие кадеты, а потому, что основы воинского воспитания мало зависят от устройства общества, а соответсвуют неким неписанным правилам любого воинского колектива. Достаточно обратиться к русской литературе, которая отразила особенности кадетского бытия. Это «Кадеты» («На переломе») А.Куприна, «Кадетский монастырь» и «Привидение в Инженерном замке» Н.Лескова, обширная мемуарная литература.

После войны многие питомцы кадетских корпусов стали уже известными героями. Писатель Л.Соболев, академик А.Крылов, академик Н.Андреев, академик Б.Стечкин, адмирал А.Берг, композитор Н.Мясковский, нар.артист СССР Б.Захава, герои Сов. Союза генерал армии А.Лучинский, ген.-майор Соммер А., ген.-лейт. Карбышев Д.. К сожалению, суворовцев всячески ограждали от «наследия проклятого прошлого» и вследствие этого никто из упомянутых личностей не имел контактов с суворовцами. А такие встречи могли быть очень полезными, что подтверждается современным подходом к вопросу преемственности поколений. Если мы вспомним рассказ Куприна «Сашка и Яшка», то окажется, что Сашка - это известный русский летчик А.Прокофьев, о котором комиссар рассказывает, не называя имени, А.Мересьеву в госпитале («Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого). Летчик этот окончил морской кадетский корпус. Чтобы доказать свою пригодность к полётам, имея протез на ноге, самовольно совершил полёт на летающей лодке «М-9», во время которого пролетел под аркой Николаевского моста в Питере. По ходатайству контр-адм. А.И.Непенина с личного разрешения Николая II допущен к службе в морской авиации.

Судьба Суворовских военных училищ была непростой. До 1958 года существовали несколько Суворовских офицерских училищ, которые выпускали офицеров, прошедших полный курс СВУ. Реформа Советской армии, осуществленная в 1957-67гг. Малиновским Р.Я., привела к фактическому уничтожению системы раннего военного образования, потому что срок обучения в СВУ был сокращен до 2-3 лет. И только в 2007г. было восстановлено обучение (7 лет) в СВУ и НВМУ. В том числе, благодаря А.Сердюкову и ветеранам суворовских училищ.

Первые СВУ создавались в городах, подвергшихся разрушению в годы войны. Суворовцы активно участвовали в восстановительных работах, что было в 90-х годах отмечено законодательным закреплением награждения участников этих работ медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45гг.».

Создание суворовских военных училищ в 1943г. буквально спасло тысячи мальчишек «от тюрьмы да от сумы». Несмотря на голодное время, питание суворовцев было обеспечено на самом высоком уровне. Можно предполагать с высокой степенью истинности, что именно первым суворовцам суждено было стать новым поколением офицеров, вступающих в мировую войну. Отметим, что первый выпуск в СВУ НКВД состоялся в 1945г. А обычные СВУ выпустили первых воспитанников в 1948г. Как правило, суворовцы поступали в военные училища и до 1954г. получали звание лейтенанта в 19 лет.

Некоторым из первых питомцев СВУ суждено было стать выдающимися специалистами не на военном поприще. Герард Васильев, Юрий Власов, Валерий Попенченко, Александр Пашутин, академики В.Кадышевский и А.Витушкин, министр культуры РСФСР Ю.Мелентьев. За 75 лет существования СВУ и НВМУ были подготовлены сотни будущих генералов и адмиралов, космонавты, выдающиеся ученые. Десятки из них стали Героями Советского Союза, России, Героями Соц. Труда. Джанибеков В.А. - выпускник Ташкентского пограничного СВУ - дважды Герой. Родился он в 1942г.

Традиции, заложенные в 1943г., живут до сих пор и приумножаются. Открыты десятки кадетских учебных заведений, для которых бесценный опыт русской школы военного образования и воспитания стал неоспоримым приоритетом. Особенно показателен пример Первого Московского Дмитрия Донского кадетского корпуса, первым директором которого в течение более чем 20 лет состоял выпускник Тамбовского СВУ В.В.Кирсанов. Ему удалось в самое трудное для страны время построить современное здание кадетского корпуса, что является историческим фактом, поскольку никогда в истории Москвы не строилось здание для кадетского корпуса или СВУ.

Таким образом, можно с большой уверенностью утверждать, что возрожденная в 1943 г. кадетская система образования, несмотря на попытки искажения существует и даёт положительый эффект. Поэтому начавшаяся очередная кампания по «слиянию» и «оптимизации» в этой чувствительной сфере ничего, кроме большого вреда для будущего России не принесёт.