На правах рукописи

Климашкина Елена Владимировна

 

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И ВОЕННЫХ ГИМНАЗИЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

 

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ставрополь - 2005

 

Работа выполнена в Ставропольском государственном университете

Научный руководитель доктор педагогических наук профессор Беляев Александр   Васильевич

Официальные оппоненты доктор педагогических наук, профессор Малашихина Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор Арабов Иноят Арабович

Ведущая организация Пятигорский государственный лингвистический университет

Ученый секретарь диссертационного совета доктор биологических наук, профессор Л.И. Губарева

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. С 90-х годов XX века в России начали интенсивно создаваться кадетские корпуса, школы, классы, предназначенные для обучения и воспитания юношей - «патриотов Родины, готовых с оружием в руках защитить свое Отечество или прославить его на гражданском поприще».

Положительная роль подобных образовательных учреждений в разрешении насущных воспитательных проблем (возможность не только обустроить, дать образование беспризорным и безнадзорным детям, не имеющим жизненных перспектив, но и сформировать у воспитанников качества гражданина-патриота) все более осознается широкой общественностью, педагогами, социальными работниками. Об этом свидетельствует немалое количество публикаций ученых-педагогов на страницах современной прессы.

Однако в настоящее время педагогическая деятельность возникающих образовательных заведений «по типу старых кадетских корпусов» характеризуется разобщенностью управления, несовершенством кадрового и программно-методического обеспечения, недостаточной осведомленностью педагогических работников о преимуществах и недостатках, свойственных данному типу образовательных учреждений, и, в конечном счете, - низкой эффективностью. Педагогическим коллективам приходится следовать путем проб и ошибок, опираясь преимущественно на собственный, ограниченный по времени и содержанию опыт.

В этих условиях важным и своевременным является изучение педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий с целью обобщения как его позитивных, так и негативных сторон и учета их при организации работы в современных условиях.

Трудность состоит в том, что многочисленные потенциальные источники, заключающие бесценный    опыт, различаются не только информационной насыщенностью, достоверностью, но и доступностью. До настоящего времени они никак не систематизированы. Поэтому далеко не всегда, обращаясь к источникам, в том числе и историко-педагогическим, исследователи находят в них необходимую информацию, соответствующую их ожиданиям.

В трудах Ф.Ф. Веселаго, А.В. Висковатова, В.А. Бернацкого, М.С. Лалаева, Я.И. Ростовцева разносторонне представлены документальные источники, отражающие историю создания кадетских корпусов, их становление и развитие. Ряд научных работ историков, педагогов советского периода - Н.И. Алпатова, П.А. Зайончковского, С.В. Волкова - посвящен изучению педагогического опыта кадетских корпусов. Для нашего исследования особую ценность имеют работы, являющиеся вторичными научными документами. Заслуживают внимания исследования А.Ф. Бахвалова, Ю.В. Кожухова, В.М. Курмышова, И.А. Уварова, В.М. Крылова, В.В. Семичева, А.М. Дёмина, А.А. Михайлова, В.И. Харламова.

Однако в научном обороте чаще всего используются документы органов управления военного образования, правительства, которые характеризуют внешнюю (официальную) сторону жизнедеятельности кадетских корпусов. Источники, отражающие внутреннюю (неофициальную) сторону жизни этих закрытых (интернатных) образовательных заведений, представлены гораздо реже. Между тем именно последние являются наиболее значимыми для исследований в области истории педагогики и образования.

Таким образом, реализация потребности в оптимальном нахождении полезной педагогической информации, в правильной ее интерпретации, оценке, понимании целесообразности использования в современной педагогической практике затрудняется рядом противоречий:

- между наличием большого количества разнообразных источников и возможностью нахождения необходимых документов;

- между объективно существующими научно-педагогическими фактами и реально востребованными в педагогической практике знаниями;

- между содержанием конкретных документов и ожиданиями исследователей найти в них интересующую их информацию;

- между оценками одних и тех же фактов, явлений учеными в советский и постсоветский периоды;

- между потенциальными педагогическими возможностями содержания мемуарной, художественной литературы и степенью востребованности этих источников в историко-педагогической науке.

Следствием указанных противоречий является проблема поиска, отбора, оценки, систематизации имеющихся источников для их оптимального использования исследователями, педагогами-практиками в изучении педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов. Необходимость решения этой проблемы определила выбор темы исследования.

Цель исследования - поиск, отбор, оценка, систематизация источников изучения педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий, имеющих научную значимость для современной педагогической практики.

Объект исследования - изучение педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий.

Предмет исследования - источники изучения педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий.

Задачи исследования.

1. Выявить  теоретические  основания  источниковедения  в   качестве исходных позиций при организации историко-педагогического исследования.

2. Проанализировать    современное    состояние    проблемы    оценки, систематизации   источников   изучения историко-педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий.

Обосновать целесообразность применения принципа релевантности при    описании    и    систематизации    источников    изучения    историко-педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов.

Выявить  этапы  становления  педагогического  опыта  в  кадетских корпусах и военных гимназиях.

Систематизировать и описать наиболее значимые для современной практики  источники  изучения  педагогического  опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий.

Методологическую основу исследования составили цивилизационный и аксиологический подходы к оценкам исторического прошлого, педагогических фактов и явлений; плюрализм философских, гносеологических концепций в интерпретации социально-педагогических систем и процессов; принцип диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, явлений; принцип исторической преемственности; конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений; принцип связи логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и настоящего, принцип единства общего, особенного и единичного.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции источниковедения: понимание историко-педагогического процесса как историко-культурного; отдельные положения концепции русской школы воинского воспитания, теории военно-профессионального образования; единство проблемного, парадигмального и концептуального подходов.

В исследовании применялись следующие методы: сравнительно-исторический анализ, систематизация и классификация, сопоставительное и контрастирующее сравнение, ретроспективный анализ и синтез, обобщение, конкретизация.

В качестве источников исследования использовались: документы правительства России (военного министерства, министерства народного просвещения);     документы     Главного     Управления     военно-учебными заведениями; документы и материалы АПН СССР и РАО; научные труды, публикации дореволюционных и современных авторов; справочная и энциклопедическая литература; произведения педагогической периодической печати; отчеты педагогических съездов, совещаний, сборов; мемуарная и художественная литература.

Этапы исследования.

Первый этап (2002-2003) - сбор фактического материала, его описание, оценка, определение логики развертывания исследования, разработка методики его организации.

Второй этап (2003-2004) - обобщение и систематизация собранного материала, классификация источников, анализ их содержания, педагогической ценности.

Третий этап (2004-2005) - теоретические обобщения и выводы, оформление диссертации, разработка методических рекомендаций.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой историковедческой базой, наличием многообразного фактологического материала, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, системой обобщенных фактов и материалов, наличием обоснованного методологического фундамента.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в историко-педагогической науке в системном виде представлены и описаны дореволюционные источники изучения педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий. Особенность авторского подхода к их организации и оценке состоит в объединении в системное единство официальных правительственных документов, научно-педагогических исследований, методических документов, художественной и мемуарной литературы. Главным результатом исследования явилось обобщение и систематизация содержания дореволюционных источников, отражающих актуальные для современности проблемы   организации   учебно-воспитательного   процесса   в   кадетских корпусах, выявление этапов становления педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий.

Теоретическая значимость заключается в обосновании необходимости использования принципа релевантности при формировании источниковедческой базы историко-педагогического исследования, в раскрытии его сущности, механизма реализации; в нахождении нового логического основания для выделения этапов развития педагогического опыта кадетских корпусов, в выявлении характера соотношения в них общеобразовательной и специальной подготовки; в систематизации источников по их педагогической ценности.

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что фактологический материал, положения и выводы могут использоваться в воспитательной работе современной школы, включаться в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических учебных заведений, служить основой спецкурса по данной проблеме в вузе и для повышения квалификации учителей, использоваться в учебно-воспитательной работе со студентами, а также в работе с воспитанниками современных кадетских корпусов.

 

На защиту выносятся следующие положения.

1. Система историко-педагогических источников изучения опыта кадетских корпусов и военных гимназий приобретает законченный, полный и целостный вид лишь в том случае, когда в ее состав включены не только официальные документы (указы, приказы, постановления, распоряжения), научные труды, но и методическая, художественная и мемуарная литература. Достоверность оценки методической, мемуарной и художественной литературы как вида историко-педагогического источника зависит от целесообразного применения комплекса источниковедческих методов: синхронного, хронологического, ретроспективного, структурно-системного, историко-генетического, метода актуализации и других.

2. Эффективность изучения педагогического опыта кадетских корпусов и  применения  его  в  современной  практике  зависит  от  оптимальности формирования  источниковедческой   базы  при  обязательном  соблюдении принципа релевантности, сущность которого заключается  в оценке степени
соответствия     содержащейся     в     источнике     информации     ожиданиям исследователя.

3. Для   совершенствования   педагогической   практики   современных кадетских корпусов наибольшую ценность представляют те источники, в которых   содержится   информация   о   быте   и   нравах   воспитанников,   о характере их взаимоотношений с офицерами и преподавателями, о методах и
формах организации внеучебной работы, о методах, формах поощрения и наказания.   Анализ,   оценка   педагогически   ценной   информации   будет способствовать   более  глубокому  осознанию  достоинств   и  недостатков, свойственных учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ, на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2004), на Международной научно-практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, 2004), на 48—49-й научно-методических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004), на региональной научно-практической конференции «Воспитание патриотизма на примерах военной истории Отечества» (Ставрополь, 2004), на XI Годичном собрании ЮО РАО и XXIII Южно-Российских чтениях по теме «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов-на-Дону, 2004), на 50-й Юбилейной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2005). Материалы диссертации отражены в 6 публикациях.

 

Структура и объем диссертации. Диссертация, изложенная на 192 страницах, состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. В работе 5 таблиц, 5 приложений. Список литературы включает 237 наименований источников.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его цель, задачи, представлен научный аппарат исследования, отражены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основания научного описания и систематизации историко-педагогических источников» рассмотрены основные принципы источниковедения как теоретической базы организации исследования; проанализировано современное состояние проблемы поиска, отбора и систематизации источников изучения историко-педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий; обоснована сущность принципа релевантности как инструмента описания и систематизации источников; проведен ретроспективный анализ этапов развития педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий.

Эффективность историко-педагогического исследования, полнота и достоверность выводов в значительной степени определяются качеством его источниковедческой базы. Ее рациональная организация требует решения двух основных задач - эвристической и аналитической. Эвристическая задача заключается в классификации многообразных историко-педагогических источников, в изучении совокупности источников, сло­жившихся в ходе исторического процесса, как в целом, так и в частности -для отдельных исторических эпох. Аналитическая задача - это разработка методов анализа историко-педагогических источников с целью извлечения из них достоверной и возможно более полной информации, а также методов оценки этих источников с позиции ценности для современной педагогической практики.

Принципиальным моментом источниковедения как метода познания является понимание педагогического источника как явления культуры, закономерно отражающего характер породившей его эпохи. Письменные источники - это произведения, создаваемые людьми целенаправленно, поэтому в них отражены и цели, и способы их достижения, и те возможности, которыми располагали авторы в конкретное историческое время в определенных условиях. Только исследование всего комплекса проблем, связанных с происхождением педагогического источника (личности автора, обстоятельств создания) и его функционированием в эпоху создания (значимость в контексте породившей его действительности) позволяет перейти (в аналитическом, а не во временном смысле) к интерпретации содержания, оценке информации и источника в целом.

В организации историко-педагогического исследования можно выделить три обязательных этапа: классификацию источников, источниковедческий анализ, источниковедческий синтез.

Классификация исторических педагогических источников является познавательным средством для осмысления всего их многообразия. В отличие от исследования педагогических систем, исследование педагогического процесса требует систематизации источников не по хронологическому признаку, а по характеру отражения в них педагогической действительности.

В соответствии с данным признаком все дореволюционные источники, заключающие в себе опыт кадетских корпусов и отражающие в разной степени все стороны их жизнедеятельности (официальную, научную, учебную, воспитательную, бытовую), разделены нами на пять групп: 1 -официальные источники, которые на государственном уровне определяют устройство, порядок, законодательно регламентируют деятельность кадетских корпусов как системы; 2 - официальные источники на уровне отдельного учебного заведения; 3 - научно-педагогические источники; 4 -методическая литература и обобщение практического опыта; 5 - источники личного происхождения. Группы 1-2 составляют класс официальных документов, 3-5- неофициальных.

В процессе источниковедческого анализа раскрываются информационные возможности источника, интерпретируются сведения, которые, намеренно или непреднамеренно, сообщает источник, свидетельствуя прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан, воплощен в данную вещественную форму. Источниковедческий анализ также включает в себя установление полноты сообщаемых сведений, степени их точности и достоверности, определение классовой сущности и политической направленности.

Источниковедческий синтез - завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон произведения, отдельных комплексов социальной информации, полученной при исследовании его структуры и содержания. Произведение рассматривается не только в его непосредственной, эмпирической данности как реально существующий объект (вещь), но более полно и более обобщенно - как явление культуры своего времени, определенной социокультурной общности, народа. При этом источниковедческий синтез, сосредоточивая внимание исследователя на воссоздании целостности педагогического произведения как явления культуры, открывает возмож­ность широких исследований, вовлекающих в поле изучения сходные (особенно по таким признакам, как структура, функции, цели создания и т.п.) явления культуры других времен и народов.

Сложность изучения историко-педагогических фактов и явлений состоит в том, что многие из них вообще не поддаются документированию и могут быть  восстановлены  лишь  ретроспективно,  в  значительной  степени  по воспоминаниям участников (например, воспоминания бывших кадет, их памятки, записки, дневники, рукописные журналы, стихи, песни и т.п.). В то же время, в отличие от историков и педагогов более ранних эпох, современный педагог-исследователь имеет возможность активно воздействовать на состояние источниковедческой базы, участвовать в ее пополнении, проводя ретроспективные социально-педагогические исследования, используя методы конкретно-социологических исследований.

Главная проблема, стоящая перед современным исследователем, -проблема достоверности. Педагогические источники могут давать разные сведения по одному и тому же вопросу, часто несхожие и даже противоре­чащие один другому. Требуется не только выявить расхождения между ними, но и установить их причины, определить, показания каких источников более достоверны и точны. Существует реальная опасность вольно или невольно подчинить источники заданной схеме. Современные методы решения проблемы достоверности разрабатываются с учетом исследовательской методики источниковедения, социальной психологии и психологии памяти. Традиционные официальные исторические источники не дают достаточно полной картины для изучения сферы деятельности и быта отдельных групп людей (например, жизни и быта кадет в школах-интернатах дореволюционного времени), их общественного сознания, настроений и взглядов, их системы ценностей, отражая лишь внешнюю организацию их жизнедеятельности. Для получения сведений, имеющих объективную познавательную ценность, важно использовать все виды источников, всю совокупность свидетельств, подвергая их критике и проверке, сопоставляя их друг с другом, делая из добытого фактического материала необходимые выводы и обобщения.

1. Официальные источники на государственном уровне (законы, постановления, наставления, циркуляры, указы, приказы ГУВУЗа, Положения) получили наибольше освещение, анализ в научной литературе. В педагогическом  отношении  их главная  ценность  заключается  в  четком изложении целей и задач данных учебно-воспитательных учреждений.

2. Официальные источники на уровне отдельного учебного заведения (приказы,   постановления,   отчеты   педагогических   комитетов,   памятки, заповеди,     правила).   По  сравнению   с  официальными  источниками  на государственном   уровне,   их   утверждалось   и   издавалось   значительно меньшее количество.

Эти документы представляли большой интерес не только для управленческого персонала отдельного кадетского корпуса, но и для учительского состава (инспекторов классов, преподавателей, офицеров-воспитателей и др.). В них освещены основные сведения о кадетском корпусе, положения, правила, инструкции, на основании которых строился весь учебно-воспитательный процесс отдельного военно-учебного учреждения. Педагогическая ценность их заключается, прежде всего, в возможности сравнения организации жизнедеятельности разных военно-учебных заведений.

3. Научно-педагогические источники (монографии, статьи, исторические исследования).  С момента возникновения кадетских корпусов в источниках данной  группы  последовательно  анализировались  состояние  и  развитие военно-учебных заведений, изменения в их общей организации, обсуждались
вопросы военной реформы, особенности воспитания в школах-интернатах и возникающие  при  этом трудности;  давались  советы  и рекомендации  о совершенствовании физического и нравственного воспитания, обсуждались актуальные проблемы:  наказание и поощрение, религиозно-нравственное
воспитание и др.    Педагогическая ценность источников данной группы определяется    актуальностью    широкого    круга   проблем,    обсуждаемых учеными-педагогами,    как    на    момент    существования,    так    и    для современности.

4. Методическая  литература.   Сюда   относятся:   учебные   пособия, рекомендации, разрабатывавшиеся педагогическими коллективами кадетских корпусов, нормы оценок, система наказаний и поощрений, обобщение опыта, отчеты, материалы съездов, конференций. Значимость источников этой группы, как и предыдущей, состоит в том, что в них были сосредоточены основные сведения о нормах всего учебно-воспитательного процесса, а в соответствии с ними давались рекомендации и указания по его улучшению в отдельных учебных учреждениях.

5. Источники личного происхождения: мемуары (мемуары-воспоминания и мемуары-автобиографии) и произведения художественной литературы, в которых наиболее последовательно воплощен процесс развития самоосознания личности, становления межличностных отношений.

Инструментом для описания и систематизации педагогических источников изучения историко-педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов, их ранжирования по степени наличия педагогической информации является принцип релевантности, отражающий принципиальную возможность получения из них информации, которая в наибольшей степени соответствует поставленной научной задаче.

Проранжировав разные группы источников по частоте обращения к ним в научных исследованиях (Ч.о. = 1…5) ив соответствии с этим определив их ранговое место (Р.м. = I. …V), мы показали, что релевантность каждой группы неодинакова при решении различных научных задач. Так, в работах историко-педагогического характера, предмет исследования которых связан с изучением истории становления кадетских корпусов в процессе их педагогической деятельности, в отличие от исторических исследований, предметом которых является развитие системы военно-учебных заведений, частота обращения к неофициальным источникам (группы 3-5) значительно выше, чем к официальным (группы 1-2). Последние оказываются менее релевантными для исследователей-педагогов.

Однако невысокая релевантность определенной группы источников не означает возможность их полного игнорирования в научном исследовании. Так,  официальные  документы,  содержание  которых,  в  силу  специфики жанра, в наибольшей степени сжато, формализовано, тем не менее, несут информацию объективную, в отличие от источников других групп и особенно - личного происхождения. Разная степень субъективности источников 3-5 групп определяет необходимость подтверждения их достоверности. Вместе с тем, при грамотном «развертывании» сжатой информации официальных источников с помощью источников неофициальных исследователь получает полную и достоверную картину явления.

Привлечение для исследования более полного круга источников (как официальных, так и неофициальных) позволило провести ретроспективный анализ этапов развития педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий. В результате предложена новая периодизация, в основе которой - совершенствование характера учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и военных гимназиях (табл. 1).

Таким образом, основным итогом первой главы является организация дореволюционных источников педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий в систему на основе принципа релевантности, то есть существенности содержащейся в источниках информации для решения научной задачи. Каждый элемент этой системы (источник определенного типа) необходим для более полного раскрытия другого, для подтверждения его достоверности.

Во второй главе «Описание и систематизация источников изучения историко-педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий» в соответствии с общим выводом, сделанным в первой главе, описан и интерпретирован процесс отражения опыта кадетских корпусов в официальных и научных документах, в научно-методических работах, в художественной и мемуарной литературе, представлена роль «Педагогического сборника» как источника изучения историко-педагогического опыта.

Специфические условия, в которых протекает учебно-воспитательный процесс в военно-учебных заведениях, должны максимально компенсироваться возможностями для развития личности внутри педагогических систем. Неизбежное ограничение индивидуальной свободы требованиями воинской службы должно сознательно подготовляться соответствующим воспитанием. Поэтому организационная, учебная и воспитательная работа всегда находились под пристальным вниманием военного ведомства, отражаясь в соответствующих документах.

Управление кадетскими корпусами на государственном уровне осуществлялось путем издания Высочайше утвержденных приказов, указов, постановлений, циркуляров, которые имели законодательный характер и предписывали кадетским корпусам соблюдать и выполнять все их положения. Стилистические особенности документов данного типа -структурированность материала, краткость, четкость изложения, «канцелярский» язык - определяют высокую степень сжатия заключенной в них информации и, как следствие, их высокую информативную насыщенность. Педагогическая ценность их заключается, прежде всего, в четком определении нормативных целей рассматриваемого явления (создания кадетских корпусов, организация жизни, быта, регулирования учебно-воспитательного процесса и т.д.) и принципов их реализации.

Например, по Уставу 1830 г. цель умственного образования кадетских корпусов состоит в том, чтобы, «побуждая собственную деятельность ума учащихся, изощряя их умственные способности, довести их до той степени знаний, которая признана нужною, сообразно с целью воспитания вообще и с развитием в них твердого убеждения в пользе образования как источника гражданских и общественных добродетелей». В «Положении о кадетских корпусах» (1886) устанавливались «в закон основные цели и общее направление воспитания и обучения кадет, которые должны служить исходным началом для правильного развития всей учебно-воспитательной деятельности кадетских корпусов, призванных готовить верных и надежных слуг Престолу и Отечеству». Целью Педагогического музея, учрежденного в структуре ГУВУЗа в 1864 г., было «служить постоянно выставкой образцов учебных пособий, снабжать таковыми для временного пользования, как военно-учебные заведения, так и войсковые части, находящиеся в Петербурге, и содействовать изданию чтений для солдат».

Управление кадетским корпусом на уровне отдельного заведения играло важную роль в организации не только учебного, но и, в особенности, воспитательного процесса. Это объяснялось исключительной ролью директора в управлении своим заведением. Официальные документы на уровне отдельного военно-учебного заведения, к которым относятся приказы директора, постановления педагогических комитетов, памятки, заповеди или правила поведения отдельного кадетского корпуса или военной гимназии, четко реализовывались должностными лицами и преподавательским составом заведения вне зависимости от того, был ли данный приказ или постановление подтверждены или одобрены на более высоком уровне. Особенную значимость при этом имели традиции, в том числе, официальные, правила поведения, заповеди, которые сознательно поддерживались в корпусе.

Развивая положения официальных документов, научные и методические дореволюционные источники изучения опыта кадетских корпусов и военных гимназий (программы, инструкции, правила, отчеты преподавателей, годовые и текущие отчеты, протоколы заседаний педагогических комитетов корпусов, рекомендации Педагогического комитета ГУВУЗа, статьи и монографические исследования отечественных и зарубежных педагогов, списки рекомендуемой учебной литературы, материалы Педагогического музея, Труды съездов) рассматривают широкий круг проблем, в большинстве своем, актуальных и для современных образовательных заведений данного типа: обеспеченность учебной и методической литературой; оптимальное соотношение дисциплин общеобразовательного и профессионально-военного блока; общие вопросы воспитания      (умственного,      религиозно-нравственного,      физического);

взаимоотношение воспитателей и воспитанников; принципы (самостоятельности, наглядности), методы (беседа, чтение литературы, наблюдение, рисование с натуры, поощрение и наказание) и формы (самоподготовка, экскурсии и др.) обучения и воспитания.

Например, в Рекомендациях Педагогического комитета, составлявшихся по результатам обобщения передового педагогического опыта, обращалось внимание на необходимость обучения без перегрузки учащихся. В Решении Педагогического комитета 1-й Петербургской военной гимназии (ноябрь 1864 г.) было записано: «В младших классах принять катехический метод преподавании и постоянно занимать всех воспитанников в классе, вызывая их внимание и соображение вопросами, причем требовать на заданный вопрос ответа сначала у одного воспитанника, потом у другого и т. д., пока вопрос не разрешится. Преподавание в младших классах должно вообще быть так ведено, чтобы воспитанникам по возможности меньше давать приготовлений на дом, а оканчивать занятия в классе». Особое внимание, как показывает анализ статей, инструкций, отчетов, уделялось необходимости развития самостоятельности и сознательности.

В своих Решениях Педагогический комитет ГУВУЗа неоднократно ориентировал преподавателей на необходимость не оставлять без внимания какой-либо случай, «противный условиям физического, эстетического или нравственного воспитания» - преподаватель обязан обращать внимание на поведение учащихся, не проходить мимо нарушений правил поведения в классе, а тем самым работать с воспитателем в контакте, особенно в воспитании у детей нравственных черт характера. «В общеобразовательных заведениях, будут ли они открытыми или закрытыми, преподаватели должны быть непременно воспитателями, когда они приходят в сопри­косновение с воспитанниками».

Педагогическим комитетом в обязанность преподавателям было вменено «составлять отчеты» о проведенной воспитательной работе. Наиболее интересные из  них,  содержавшие  описание собственного практического

опыта, публиковались в журналах. Именно благодаря им современные педагоги-исследователи имеют возможность ознакомиться с эффективными, проверенными формами работы, узнать о тех сложностях, с которыми сталкивались их коллеги в прошлом.

Источники личного происхождения, к которым относятся дневники, письма, очерки, мемуары (воспоминания), художественные произведения (повести, рассказы, стихи), имеют особую значимость для педагогического исследования. Это обусловлено специфическим характером отражения в них явлений, имевших место в реальной действительности (особый способ познания) - через личностное восприятие автора. Благодаря этому данные источники дают возможность не только ярко представить себе внутренний уклад жизни кадетских корпусов, но и выявить психологические особенности взаимоотношений между участниками педагогического процесса, оценить отсроченный результат той системы педагогических мер, которая складывалась в военно-учебных заведениях данного типа.

В подавляющем большинстве эти произведения созданы непосредственными участниками событий (бывшими кадетами, офицерами-воспитателями) или представляют собой литературную обработку их устных рассказов (как, например, повесть Лескова «Кадетский монастырь»). По объективности, фактической точности они уступают источникам других групп. «Однако неполнота фактов и почти неизбежная односторонность информации искупаются в них живым и непосредственным выражением личности их автора, что является по своему ценным «документом» времени».

Источники личного происхождения, посвященные кадетским корпусам, могут быть подразделены на несколько видов:

1. Мемуарная литература, включающая, во-первых, мемуары-воспоминания, написанные бывшими офицерами-воспитателями, преподавателями (А.Н. Макаров, Б.Г. Медем, А.Н. Острогорский, В.А. Бернацкий, Ф.В. Греков, А.Д. Бутовский и другие); во-вторых, мемуары-воспоминания, написанные бывшими воспитанниками, кадетами различных корпусов в разные периоды их существования (Л.Л. Драке «Кадетский быт 50-х годов», Э.Н Суражевский «Суворовский кадетский корпус», Н.Клобуков «Соленый огурец», А.Грейц «Великий князь и его кадеты», А.Марков «Кадеты и юнкера», а также мемуары С.Н. Глинки, И.С. Жиркевича, А.М. Плеханова, П.А. Кропоткина, Н.А. Крылова, А. Станюковича и других).

2. Художественная литература, отражающая быт и нравы   кадетских корпусов, взаимоотношения кадет и воспитателей, здоровье и питание кадет, их развлечения, досуг, обстановку в классах и лагерях и т.п. (Н.С. Лесков «Кадетский  монастырь»,  А.Куприн     «На  переломе»,     Б.Д.   Приходкин Трилогия  «Кадет  Изводников»,  С.А.  Колбасьев  «Арсен  Люпен»,  стихи М.Надеждина, К.Н. Сумбатова, Н.Н. Воробьева).

3. Историко-педагогические   очерки      (М.В.   Аксенов   «Смоленский кадетский корпус»,  Б.Г.  Медем «Былое и последовавшее в Петровской Полтавской   военной  гимназии   и  в  Петровском  Полтавском  кадетском корпусе», Э.Н. Суражевский «Суворовский кадетский корпус», Д.М. Левшин «Пажеский его величества корпус за сто лет»,  А.С. Коротков «Морской кадетский корпус» и другие).

Целевое назначение мемуаров состоит в стремлении «запечатлеть для современников и потомства опыт своего участия в историческом бытии, осмыслить себя и свое место в нем. Сравнительно с другими источниками личного происхождения, именно в них с наибольшей полнотой и последовательностью реализуется историческое самосознание личности - в этом и состоит специфическая социальная функция мемуаров как вида источников» (А.Г. Тартаковский).

Анализ произведений мемуарной и художественной литературы с позиции их педагогической ценности позволил сформулировать ряд ответов на наиболее актуальные вопросы, неизбежно возникающие и у современного педагогического сообщества:

- устойчивый позитивный интерес общественных и государственных структур к опыту воспитательной деятельности дореволюционных кадетских корпусов, в определенной степени использованный в суворовских училищах, связан с той системой непреходящих морально-нравственных ценностей, которая,   сформировавшись  у  воспитанников  в  годы  их  пребывания  в корпусах,  сохранялась  ими  на  всю  жизнь  (высокий  дух товарищества, чувство долга, чести, ответственность за младших);

- проблема достижения оптимальных для успешности педагогического процесса взаимоотношений педагогов и воспитанников в закрытых учебных заведениях   имеет   свои   особенности,   которые   связаны   с   изначальным «кредитом недоверия» к педагогическому коллективу, с одной стороны, и
«корпоративной» сплоченностью воспитанников, с другой. Нарастание или ослабление   противостояния   в   характере   взаимоотношений   как   между воспитанниками, так и между воспитанниками и офицерами определяет общий психологический климат учебного заведения;

- приоритетную систему ценностей воспитанников дореволюционных кадетских корпусов можно описать так: в наибольшей степени они ценят дух товарищества, преданность долгу, категорически неприемлют доносительство и воровство, уважают своих воспитателей за справедливость и гуманность. Обладающий такими качествами педагог-воспитатель пользуется у воспитанников истинным авторитетом.

Результатом систематизации научных, мемуарных и литературных источников педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий по их педагогической ценности для решения наиболее актуальных проблем как прошлого, так и современности, явилось обобщение их в табличной форме (табл. 2).

Главное периодическое издание ГУВУЗа «Педагогический сборник» (1864 - 1917) - одно из авторитетнейших печатных изданий того времени, имевшее не узкопрофессиональную, а общепедагогическую направленность.

«Педагогический    сборник»    не    только    фиксировал    актуальное состояние            педагогической действительности,           способствовал распространению передового опыта, но и целенаправленно  формировал отношение общества к насущным проблемам обучения и воспитания. Сыграв конструктивную роль в развитии теоретических и практических вопросов обучения и воспитания, в освещении и распространении педагогического опыта военно-учебных заведений, на современном этапе он представляет собой ценный источник обширного фактического материала для критического осмысления с целью рационального использования его в практической деятельности.

Полные годовые комплекты журнала «Педагогический сборник» за весь период его издания имеются в Государственной научной педагогической библиотеке им. К.Д.Ушинского.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, намечены его дальнейшие перспективы.

 

ВЫВОДЫ

1. При      формировании     источниковедческой      базы     историко-педагогического  исследования,   определяющей  полноту  и  достоверность получаемых сведений и сделанных на их основе выводов, исторический педагогический источник необходимо рассматривать как явление культуры, закономерно отражающее характер породившей его эпохи.

2. Каждый тип дореволюционных источников изучения опыта кадетских корпусов (официальные, научные, методические, личного происхождения) обладает высокой педагогической ценностью.

3. Важной   предпосылкой   для  проведения   полноценного   историко-педагогического   исследования   педагогического   процесса   в   кадетских корпусах с целью использования его позитивных моментов в современных образовательных    учреждениях   подобного   типа   является   объединение источников разного типа (официальных и неофициальных) в систему на основе    принципа   релевантности.    Каждый    элемент   данной    системы существенно необходим для более полного раскрытия другого, для подтверждения его достоверности. Только в совокупности источники обеспечивают возможность получения всесторонней информации о педагогическом опыте кадетских корпусов и адекватной оценки целесообразности его использования в условиях современных образовательных учреждений.

4. Возможности современного исследователя-педагога в изучении опыта деятельности кадетских корпусов значительно возросли за счет расширения источниковедческой базы (открытия ранее недоступных архивов, библиотечных фондов, изданий Русского Зарубежья, развития Интернета).

Публикации по теме диссертации

Климашкина Е.В. Дореволюционная школа интернатного типа как альтернатива семейному воспитанию // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Тез. докл. IV  Международного конгресса. - Пятигорск, ПГЛУ, 2004 . - С. 25 - 27.

Климашкина Е.В. Религиозное образование в кадетских корпусах дореволюционной России // Нравственность и религия: Матер. междунар. научно-практ. конф. - Пенза, 2004. - С. 64 - 66.

Климашкина Е.В. Значение опыта дореволюционных интернатных школ   для   современных   кадетских   корпусов   и   суворовских   училищ // Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса: Матер. 48—49-й научно-практ. конф. «Университетская наука - региону». -
Ставрополь, 2004. - С. 70 - 73.

Климашкина Е.В. Организация воспитательной работы в кадетских корпусах и военных гимназиях // Воспитание патриотизма на примерах военной   истории   Отечества:   Матер.   регион.   научно-практ.   конф.   - Ставрополь, 2004. - С. 48-50.

5.    Климашкина   Е.В.   Современные   суворовские   училища   по   типу кадетских корпусов // Развитие личности в образовательных системах Южно- Российского региона: Тез. докл. XI Годичного собрания ЮО РАО и XXIII Южно-Российские чтений. - Р-н-Д., 2004. - С. 82-84.

6.    Климашкина Е.В. Значение опыта кадетских корпусов в военно-патриотическом    воспитании    молодежи        //    Проблемы    обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса:     Матер.  50-й юбилейной научно-метод.  конф.  «Университетская наука - региону». - Ставрополь, 2005.-С. 18-20.