И.Андрушкевич

ВОСПИТАНИЕ РУССКОЙ ВОЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Настоящая статья написана на основании двух докладов автора на эту тему:

- на Первом общекадетском съезде в России 4 сентября 1998 года, в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, и

- 6 сентября 1998 года на открытии съезда в Москве.

 

ТЕМА ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКОЙ ПЕЧАТИ

Тема о воспитании русской молодежи вообще, и русской военной молодежи в частности, затрагивалась в кадетской печати и на кадетских съездах в последние годы многократно.

В "Кадетском письме" № 5, от июля 1996 года, были приведены "Определения предпосылок для наименования Кадетский корпус" графа А. А. Коновницына и А. Е. Эльснера, председателя и вице- председателя созданной для этого специальной комиссии в кадетском объединении в Аргентине.

Покойный граф Александр Алексеевич Коновницын, прямой потомок героя Бородинского боя, тогда определил:

"Все наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на христианских заповедях, как их проповедует православная церковь, на любви к отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя. А посему и выдумывать ничего иного не надо".

13 сентября 1995 года я прочел доклад на эту тему в Доме ветеранов в Сан-Франциско, в котором дал следующее определение русского военного учебного заведения:

"Это военное общежитие, воспитывающее русскую молодежь в согласии с заветами генералиссимуса Суворова и Великого князя Константина Константиновича, с русской военной символикой (автоматически исключающей рядом с собой всякую чужеродную символику) и с преподаванием Закона Божьего и русской (а не советской) истории." ("Исторический долг". Бюллетень Объединения кадет российских кадетских корпусов в Сан-Франциско, № 50).

В "Кадетской перекличке", № 59, от сентября 1996 года, была опубликована моя статья на тему "Необходимость подлинного восстановления русских кадетских корпусов".

На XV общекадетском съезде, состоявшемся в 1996 г. в Сан-Франциско, я прочел доклад на ту же тему под названием "Наш эксперимент", который затем был полностью опубликован в "Кадетской перекличке" № 62-63, от декабря 1997 года.

XV общекадетский съезд обратился к государственным руководителям и к общественному мнению России и русского зарубежья со специальным "Обращением о воспитании русской молодёжи в кадетских корпусах", текст которого был опубликован в кадетской зарубежной печати, а также официально передан в Министерство обороны Российской Федерации. В этом Обращении указаны основные принципы русского национально-патриотического воспитания. Во время этого Первого общекадетского съезда в России тоже было прочитано несколько докладов на эту тему.
 

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Исключительно важное значение воспитания в любом цивилизованном обществе вытекает из двух положений.

Во-первых, никакое общество не может обойтись без воспитания молодежи, если оно хочет обладать какой бы то ни было культурой и сохранять и развивать эту культуру. Конечно, от специфического характера каждой культуры будет зависеть и специфический характер её педагогики, как это наглядно видно на примере тех трёх культур, из которых развилась в основном наша современная цивилизация. Древние Израиль, Греция и Рим обладали весьма различными культурами, но все они придавали исключительное значение педагогике, каждая в своем духе и в своем направлении. В Израиле воспитание и образование имели ярко выраженный религиозный характер, в Риме — военный и юридический, в Афинах — гуманитарный и гимнастический. Древняя Греция даже обозначала культуру и воспитание словами с одним общим корнем.

Понятие и смысл воспитания выражались словом "педагогика", ведение детей (от "педагогус", ведущий детей, от "педос" — дети, и "агогос" — ведущий, от "аго" — веду). Культура, "педия", в свою очередь, выводилась из "пе-дагогики". Согласно Платону, первым источником "педии" ("культуры") является Бог, ибо "Бог является педагогом Мира" ("Ho Teos paidagogei ton cosmon", "Законы", т, б 897 с).

Педагогами человечества были пророки и апостолы, поэтому Григорий Богослов, цитируя пророков, не пишет "пророк говорит", а "пророк (или апостол) нас наставляет" ("paideui").

Во-вторых, никакое организованное общество не может обойтись без подготовки смены для кадров, имеющих руководящие функции в обществе и в его государстве. Эта подготовка является важной частью педагогической системы в любом обществе. Эта установка особенно подчеркивалась в Древней Греции, в рамках общего интереса эллинской культуры к проблемам педагогики и политики. Уже Платон, в своем Седьмом письме утверждает, что счастье и благополучие граждан любого государства зависят, в первую очередь, от двух условий: 1. Государство должно "сиять свободой своих граждан". 2. В нём должны быть в силе "наилучшие законы". Очевидно, что "наилучшие законы" требуют "наилучших законодателей", сиречь наилучше воспитанных и наилучше подготовленных граждан.

Вообще идея правильного и целостного общественного воспитания зародилась в том рассаднике идей, каковым была Древняя Греция. Аристотель посвящает воспитанию одну из восьми книг, составляющих его Политику. (Из нее и взяты все последующие цитаты, которые не отмечены иначе).
 

ИДЕЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Греческая идея воспитания заключается в том, что оно должно быть целостным, интегральным, то есть полным, состоящим из всех необходимых составных частей, в согласии с эллинским классическим принципом — всего в меру, ничего чересчур. Этими частями были, в первую очередь, грамматика, гимнастика и музыка. Аристотель говорит:

"Четыре предмета обыкновенно преподаются: чтение и писание, гимнастика, музыка, а также иногда на четвертом месте и рисование".

Сегодня эти части воспитания можно было бы обозначить как интеллектуальное воспитание, художественное воспитание и спортивное и военное воспитание. Все эти части в Греции образовывали одно неразрывное гармоническое целое. Интеллектуальное воспитание в Греции осуществлялось в значительной мере путем изучения литературы, сопровождалось музыкой, так же как и спортивное воспитание. Аристотель утверждает, что обучение музыке не должно быть препятствием для "военной и гражданской тренировки, сначала физической, а затем и теоретической". В другом месте, он пишет, к чему должно стремиться музыкальное воспитание: к благодушию, твердости и воздержанию. Он также предупреждает, что "нельзя одновременно тренировать чрезмерно ум и тело". (Это соответствует общему положению эллинской культуры, цитируемому Аристотелем: "мы всегда больше хвалим умеренность, чем крайности".) Аристотель предупреждает против чрезмерной атлетической подготовки и критикует спартанцев, за то, что "они доводят до скотского состояния детей, путем тяжелых трудов", Делая их таким образом "пригодными для выполнения только лишь одной из функций гражданина".

Аристотель различает между "дисциплинами утилитарными в жизни и дисциплинами, направляющими к добродетели, то есть неутилитарными". Он особенно защищает неутилитарные дисциплины, которые он связывает с досугом и играми: "сама природа старается не только хорошо работать, но также и хорошо пользоваться досугом, каковой является началом всех вещей". (Досуг по-гречески — "скола", откуда происходит и наше "школа"). Что касается игр, "они не являются целью нашей жизни, но предназначены для отдыха".

"Необходимо ввести игры, выбирая подходящие моменты, чтобы ими пользоваться и употреблять их как лекарство, так как они вызывают движение настроения, которое ведет к уменьшению напряжения, и посредством такого удовольствия происходит отдых".

Здесь Аристотель подходит в своих рассуждениях к кульминационной точке греческой идеи целостного воспитания:

"Очевидно, что существует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно является полезным, а потому, что оно ведет к свободе и к. благородству. И чтобы не было ни малейших сомнений в смысле этих слов, Аристотель объясняет: "Таким образом, главную роль в воспитании должно играть все благородное, а не скотское, так как ни волк и никакое другое животное не пойдут навстречу красивому риску, а только лишь хороший человек".

Важную роль в греческой системе воспитания играли общественные гимназии (места для гимнастических упражнений), так как "с точки зрения общественного интереса, самой важной целью воспитания было обеспечить государству в этих юношах здоровых воинов, одновременно крепких и красивых, мужественных и проворных...

Под сенью гимназий велись ученые рассуждения, а дружба, этическую ценность которой ни один народ не понял так хорошо, как эллинский, воспламеняла души и подстрекала их соперничать в добродетели и в науке". (Эрнест Куртиус. "История Греции". Буэнос- Айрес, 1962. Том 2, стр. 244. Перевод с испанского мой. - И. А.)

При этом необходимо подчеркнуть, что в Афинах, колыбели демократии, гражданские добродетели были неотделимы от добродетелей воинских, как это символически проявлялось и в некоторых швейцарских кантонах, где право голосовать имели только лишь вооруженные граждане, с кинжалом в руках. Этот же историк подчеркивает, что целью воспитания в Афинской демократии было "сохранение унаследованных обычаев... и мирной силы традиций, опирающихся на религию и на многие остатки древних учреждений, для того чтобы сохранять общество на своих старых фундаментах".

Таким образом развилось понятие цивилизации, противостоящей варварству, цивилизации, которая "совершенствует и украшает в одинаковой пропорции и тело и душу". Эрнест Куртиус продолжает: "Равновесие между телесным бытием и духовным бытием, гармоничное совершенствование всех сил и всех инстинктов природы для греков были делом воспитания. Поэтому крепость, ловкость, сноровка, сила, непринужденность и свобода, великодушие и жизнерадостность, присутствие духа... были не менее важными, чем духовная культура, острота понимания, умелость в искусствах муз". (Там же, том 1, стр. 448).

Однако такое воспитание не ограничивалось некоторым числом семейств и не было предоставлено само себе. Во всей Греции были организованы государством общественные гимназии, "с большими участками для упражнений, в тени от солнца, окруженные галереями и рядами деревьев, обыкновенно расположенные за городскими стенами, но под их юрисдикцией". (Между прочим, на развалинах Помпеи, вблизи от амфитеатра, сегодня можно ясно видеть контуры построек и прочих инсталляций такой общественной гимназии).

"Всякий, кто хотел пользоваться уважением и влиянием между своими согражданами, должен был провести значительную часть своей жизни в гимназиях. Только там можно было приобрести выправку, которой отличается хорошо воспитанный человек... это было единственное отличие человека, призванного участвовать в общественных делах... Это усилие восторженных юношей достичь собственной личной ценности сдерживалось тормозом строгой дисциплины, так как закон следил за упражнениями, требуя строгого регламента, послушания старшим и отказа от эгоистических капризов... нигде не признавалась голая сила и никому не позволялось участвовать в праздничных играх без предварительного подчинения регулярному воспитанию". (Там же, том 1, стр. 449).

В Афинах существовали три общественные гимназии. Одна из них, на северо-востоке города, находилась рядом с храмом Аполлона Ликийского, и посему называлась "Лицеем", или, вернее, "Ликием", в более правильном византийско-русском произношении. (Само слово "ликос" значит волк, а статуя Аполлона Ликийского была копией статуи из рощи, именовавшейся "волчьей", т. е. "ликийской"). В коридорах вокруг арены Лицея, Аристотель основывает свою философскую школу в 335 году до Р. X. От этого имени и происходит название кадетских корпусов в Аргентине и в других испанских странах ("Лисео милитар", военный лицей).

Такое целостное воспитание в рамках средних учебных заведений было утеряно в средних веках. Общественное воспитание сохранялось в Западной Европе римско-католической церковью, но без гимнастического и военного воспитания. Военное воспитание и образование давалось при военных частях.
 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

Уже в XV и XVI веках в России существовали полки дворянских детей, которые даже принимали участие, в качестве вспомогательных частей, в военных действиях. Эти полки являются предшественниками русских кадетских корпусов. Однако само слово "кадет" французского происхождения и по своему общему смыслу обозначает "младший".

В музее "Дорогой корпус" российских кадет в Париже сохранялась гравюра, на которой воспроизведен один документ 1682 года, подписанный королем Людовиком XIV, в котором содержится текст учреждения первых кадетских школ: "Учреждение кадетских рот. Во время стольких славных кампаний король, учитывая необходимость располагать многими офицерами, основал во многих местах своего королевства роты молодых людей, сыновей дворян или людей дворянского сословия, которым дал имя кадет. Их обучали всем военным упражнениям. Когда их считали пригодными для командования, их назначали офицерами в армию. Эти роты, также, как и другие школы, в которых обучали военному искусству, постоянно поставляли очень хороших подданных".

На гравюре изображена медаль "Militiae Tirosinium" (обучение военному делу). На одной стороне медали изображение короля Людовика XIV. На другой стороне изображены две походные палатки, со строем кадет, перед которыми стоит группа офицеров. (Журнал "Кадеты", № 3, май 1948 г., Париж).

Знаменательно, что в данном случае, в самый момент создания кадетских корпусов, обучение военному делу отождествляется с воспитанием начал великодушия.

Название "кадет" вскоре переходит в Пруссию, где в 1717 году основывается "Берлинская кадетская школа", в составе 100 кадет. Затем, в Германии возникают еще несколько кадетских школ или корпусов.

Еще до этого Петр Великий основывает в 1701 году в Санкт Петербурге "Школу навигацких и математических наук", которая со временем превратится в Морской кадетский корпус. Первый Пехотный кадетский корпус в России был основан в 1732 году племянницей Петра Великого, императрицей Анной Иоанновной, по инициативе генерала Ягужинского. Генерал Ягужинский, сын бедного сельского учителя, был денщиком Петра Великого, затем стал генералом, графом, министром и, наконец, послом в Берлине, где он и познакомился с только что основанной Берлинской кадетской школой. Причем именно в России кадетские корпуса поначалу были подчеркнуто задуманы не как специфические военные школы, только для подготовки военных кадров, а как школы для подготовки высококультурных граждан, пригодных для служения на всех поприщах государственной и общественной жизни. Фактически это было возрождение в новых условиях учебных заведений древней афинской демократии, а затем и всей древней греко-римской цивилизации.

Всего в России в XVIII веке было основано четыре кадетских корпуса, в XIX веке — 22 и в XX веке, до Первой Мировой войны, четыре кадетских корпуса. Во время гражданской войны под командованием генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля, было основано еще два кадетских корпуса. Четыре корпуса эвакуировались из России с Русской Армией. Сводный Первый Русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус был основан на территории братской Югославии и просуществовал до 1944 года.

Таким образом, современная Россия обладает богатым педагогическим опытом в области национально-патриотического воспитания молодежи. Больше того, кроме самого по себе педагогического опыта, Россия обладает также и исключительно выразительным подтверждением правильности этого опыта и всей его методологии. Ведь преобладающая часть творцов великой русской культуры, в первую очередь, великой русской литературы и великой русской музыки, была продуктом этой русской целостной системы воспитания. Даже можно сказать, что эта высшая в ИСТОРИИ всего человечества культура, достигнутая Россией, главным образом, в период царствования её последних четырех царей, была продуктом этой педагогической системы.

Эта система во многом опережала современные достижения науки. Например, согласно современной педагогической науке, овладение в совершенстве иностранными языками на всю жизнь возможно лишь при условии, чтобы обучение началось за несколько лет до достижения половой зрелости (пубертета) и чтобы оно продолжалось несколько лет после него. Именно так и было в наших русских кадетских корпусах и институтах для благородных девиц: обучение и воспитание в них начинались приблизительно в 10—11 лет, а заканчивалось в 17—18, то есть в том возрастном диапазоне, который подтверждается современной педагогической наукой. Общее образование и воспитание можно получить только в этом возрасте.

Технические и другие специальные знания можно приобретать практически в любом возрасте, но общие идеи и общие начала усваиваются хорошо только лишь в юношеском возрасте.

Кроме того, совсем недавно стало известно, что в человеческом мозгу имеется специальный центр для второго и последующих языков, который развивается лишь в детском возрасте. Если не учить ребенка еще в детском возрасте иностранным языкам, этот центр никогда не разовьется, вследствие чего позднейшее изучение новых языков будет происходить труднее и медленнее, с помощью других мозговых центров.

 

СОДЕРЖАНИЕ НАИЛУЧШЕГО ВОСПИТАНИЯ

В заключение, необходимо вкратце проанализировать содержание такого "наилучшего воспитания". Его можно свести в пять групп, в пять "столпов" правильной педагогики:
1. Вера и верования;
2. Заветы и традиции;
3. Инструментальные концепции;
4. Нравы и манеры;
5. Символы и ритуалы.

В первую очередь, всё основывалось на вере и верованиях. Православная вера и православная нравственность были основами русской культуры и русского общества. Как сказал граф А. А. Коновницын, "Закон Божий стоял на первом месте в русских кадетских корпусах". О роли религиозной веры и религиозного воспитания в русских кадетских корпусах на этом съезде был прочитан отдельный доклад.

В свою очередь, под верованиями надо подразумевать не только религиозную веру. Конечно, религиозная вера является сердцевиной или осью всех верований, но сами верования являются более широкой социальной категорией. Верования, как социальное понятие, особенно у некоторых современных философов, как Ортега-и-Гассет и Гарагорри являются тем классом идей, которые не выдуманы теми или иными отдельными людьми, но являются как бы осадком исторического и вообще жизненного опыта всего народа. Отдельный человек уже рождается в рамках этих верований, и лишь позже он к ним может прибавлять (или додумывать) те или иные частные идеи, свои или чужие.

Поэтому Ортега-и-Гассет предложил разделить все идеи на две группы: на идеи-верования и идеи-домыслы, или просто верования и идеи. Идеи — это то, что мы можем придумать, до чего мы можем додуматься, а верования — это то, в чём мы живем с момента нашего рождения.

У нас есть красивое стихотворение Тютчева: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать: в Россию можно только верить." Вот мы в русском зарубежье в неё верим, вы в России в неё верите, наши отцы в неё верили, это наша общая вера.

В этом смысле мы можем присоединиться к словам Теодора Герцля, основателя современного сионизма, что только "общая вера отцов" является подлинным фундаментом нации. Это и есть лакмусовая бумажка для проверки подлинных русскости и российскости: кто этой веры в Россию не разделяет, он не настоящий русский, и Россия для него не Отечество, а "объект".

Это и есть наше основное верование: мы верим в Россию, мы верим, что у неё есть "особенная стать", что у неё есть особенное предназначение, особенная миссия. Не миссия кого-то поработить, или обмануть, или нажиться на ком-то, или сделать какой-нибудь "бизнес". Это всё "миссии" низкого пошиба. Мы же говорим о высшей, культурной, цивилизационной человеческой миссии России. У нас есть вера в это. Кроме этого у нас есть и много других верований, в симфонии с этим основным нашим верованием.

Вот все эти верования и надо, в первую очередь, прививать и укреплять в нашей молодежи. Без этих верований она — ноль. Лишь верования являются цифрой перед нулём. Всё остальное прилагается.

Я писал недавно в одной статье о русской государственной идеологии. Я спрашивал: что такое государственная идеология, например, США? В США на этот вопрос отвечают недвусмысленно: идеология США — это то, что было написано в 1777 году в её Декларации независимости и в 1788 году в её Конституции, плюс всё то, что было сказано и написано ее ведущими историческими личностями: Вашингтоном, Джефферсоном, Мэдисоном, Линкольном. Мы можем (и должны) сказать то же самое.

У нас была историческая конституция, которая органически (то есть без революций и без перестроек) развивалась с того момента, когда на вече в Новгороде народ "сам по себе решил", что только монарх может обеспечивать "суд по праву", что затем было дополнено в Киеве святым Владимиром, что "Руской Земле" нужны справедливые "уставы" (которые святой Владимир разрабатывал вместе с Церковью и со старшей дружиной, то есть с военным руководством страны, как пишет наша летопись). Эти уставы затем развились в стройную систему соборных учреждений, несмотря на весьма трудную историю.

Кроме того, у нас были великие государственные люди. У нас были святой Владимир, митрополит Илларион (написавший похвальное Слово святому Владимиру и, по-видимому, положивший начало нашей Летописи, этому величайшему творению русского гения), Владимир Мономах (написавший Завещание своим детям, князьям и воинам, в котором он в XII веке дает целую социальную программу, исключительную для тех времен), святой Александр Невский, святой Сергий Радонежский, Святой Димитрий Донской, князь Пожарский, Кутузов, Суворов, Нахимов и, наконец, Великий князь Константин Константинович.

На нашей первой встрече в России в 1992 году я сделал доклад на курсах "Выстрел" о традициях русского офицерства, во время которого я прочел полностью завещание генералиссимуса А. В. Суворова.

Великому князю Константину Константиновичу посвящен наш Первый съезд в России. У него один сын — герой, погибший в первые месяцы Первой мировой войны, а три сына — святые новомученики. В этом его главная заслуга, что он как главный педагог России правильно воспитал не только ряд поколений русской военной молодёжи (и сегодня продолжает снова воспитывать, ибо, слава Богу, его "Заповеди товарищества" опять вывешены на стенах некоторых учебных заведений в России), но также и дал пример воспитанием своих собственных сыновей. Нам иногда говорят, что его три сына-мученика еще не повсеместно канонизированы, как и все наши новомученики. Момент формальной канонизации иногда зависит от человеческих слабостей, но сам факт мученичества не зависит от этого. Мученичество само по себе является мученичеством, ipso facto, как говорили в древней Церкви. Когда в прошлом веке турки замучили всенародно патриарха Константинопольского, ему стали служить молебны до его канонизации.

Великие государственные мужи точно определили содержание верований, являющихся фундаментом нашей государственной идеологии, которые мы, в первую очередь и должны прививать молодёжи России. Нужно было бы издать отдельной брошюрой "Завещание великого князя Владимира Мономаха своим детям- воинам", "Завещание генералиссимуса А. В. Суворова русским воинам" и "Заповеди товарищества" Великого князя Константина Константиновича. Такую брошюру нужно было бы давать всем поступающим в военно-учебные заведения России.

Во вторую очередь, мы должны прививать русской молодежи наши русские традиции. Что такое традиции? Традиции — это те идеи, которые тесно примыкают к верованиям. Сами по себе они не являются таким окончательно осевшим историческим осадком, как верования, но тоже являются передачей накопленного исторического капитала из одного поколения в другое. Слово "традиции" происходит от латинского глагола tradire, буквально — передавать, Это заветы наших предшественников и предков, это то, что мы от них получаем и что мы передаем дальше. Директор нашего кадетского корпуса, генерал-лейтенант Б. В. Адамович, говорил: "Суть традиций не в формах, а в смысле форм... Традициями называются лучшие нравственные правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам. Имени наших традиций достойны лишь правила добрые и чистые."

Конечно, при передаче традиций мы что-то забываем, что-то теряем, что-то искажаем, а иногда и что-то добавляем. Это передача каких-то принципов и обычаев, это своего рода культурный эстафетный бег. Традиции нужно сохранять, традиции нужно передавать, ибо без традиций нет полноценной жизни ни в обществе ни в государстве. (Между прочим, это и есть как раз то, что мы, зарубежные кадеты, так упорно делаем в течение стольких лет, включая и настоящий Первый общекадетский съезд в России).

В одном из диалогов Цицерона есть место, где один собеседник говорит, что он в своей государственной деятельности в Риме не Руководится домыслами и теоретическими разглагольствованиями интеллигентов-философов (хотя и любит знакомиться с ними), а следует принципиальным и практическим заветам своих предшественников на своем посту. Только так можно сохранить свою нацию и свое государство.

Третий столп воспитания — это нравы. Любое общество держится на нравах. От слова "нравы" происходит нравственность, как мораль происходит от латинского слова mores, а этика от греческого слова "этос". Аристотель утверждает, что общество и государство держатся более на нравах, то есть на "неписаных законах", чем на "законах писаных", то есть на положительном праве. Нравы помогают нам в обществе чувствовать и знать, что в обществе хорошо, а что плохо, хотя это может быть и не написано в каком-то законе. А если какой-нибудь закон грубо противоречит нравам, то это не будет закон в полном смысле слова, а всего лишь насилие над обществом с помощью юридических формул, то есть с помощью регламентации насилия.

Именно в этой области неправильного толкования самой сути законов, германский марксизм нанёс особенно сильный вред нашему современному российскому обществу, внедрением своей идеологической приверженности одной немецкой школе права, утверждающей, что нет никакой связи между правом и нравами, ибо право — это лишь то, что насильно диктуется власть имущими под внешней формой закона. Однако полный крах гитлеризма, придерживавшегося той же самой идеологии в этой области, как и марксизм, поставил вещи на свои места. Ибо уже после краха гитлеризма было достигнуто всеобщее согласие, подтвержденное Международным Нюрнбергским трибуналом, что нелегитимность и незаконность национал-социалистической диктатуры вытекали не из самого захвата ею власти (каковой не был результатом путча, как в случае интернационал-социализма в России, а в результате демократических выборов), а из её злодейской законодательности, неукоснительно применявшейся.

Молодежи необходимо прививать нравственность, ту нравственность, которая всегда была в данном обществе, которая исторически в ней сложилась и развивалась.

Конечно, у магометан и у буддистов немного иная нравственность, но у нас вот уже тысячу лет имеется христианская нравственность, ведь наша русская культура и наше русское общество исторически всегда были православными. В мусульманских странах воспитание прививает молодежи мусульманскую нравственность, основанную на Коране, а в Израиле - иудейскую, основанную на Ветхом Завете и на Талмуде, хотя в Израиле есть очень много граждан неверующих и даже мусульман. Однако Израиль, как и любое государство, основан на собственных конкретных исторических и нравственных предпосылках, являющихся общим знаменателем для всего общества, каковые и нужно прививать молодежи.

Частью общих нравов являются хорошие манеры. Слово "цивилизация" происходит от латинского civilis, гражданин, первоначально обозначавшего "учтивый, вежливый".

В этом отношении необходимо особенно учесть шестое из десяти "Предложений к XVI съезду": "Настаивать на внедрении в корпусной быт рыцарского отношения к женщине, истинно русское целомудрие при половой чистоплотности и духовную любовь, создающую крепкую семью, залог генетического оздоровления погибающей нации, теряющей в год миллион жителей."  (Эти "Предложения" были опубликованы в отделе "Выдержки из кадетской переписки" в № 15 "Кадетского письма" от 18 июня 1998 года и в № 57 "Бюллетеня Объединения кадет российских кадетских корпусов в Сан-Франциско", от августа 1998 года. Они были полностью поддержаны Мурманским суворовско-нахимовским союзом, как об этом сообщил его вестник "Кадетское братство", №2.)

Следующим столпом воспитания являются "инструментальные концепции", как я их называю. Их можно отнести к категории тех идей-домыслов, о которых я говорил выше. Это современные концепции в области политики, экономики, социологии, технологии. Эти концепции нужно правильно толковать молодежи, чтобы она могла хорошо разбираться в происходящем в мире. Причем это нужно делать без отрыва от наших верований, традиций и нравов, а наоборот, гармонически согласовывать.

В первую очередь, это необходимо для правильной интерпретации истории, особенно современной. Сегодня в России часто говорят, по отношению к самым разным явлениям: "Но ведь это часть нашей истории". Однако очевидно, что всю историю полностью, со всеми важными деталями, невозможно преподавать. Событий и отдельных фактов так много, что никакой ум их не может восприять даже в рамках сравнительно коротких отрезков времени. Значит, надо делать выбор, а это уже требует определенной методологии. Известный голландский философ Иохан Хейзинга считает, что "важнейшей задачей истории является осмысление (толкование смысла) того, что полно смысла", а "не придание смысла бессмысленному" ("Задача истории культуры", доклад перед историками в 1927 году).

Самое главное, нужно всегда говорить историческую правду. Например, у нас в Южной Америке были в недалёком прошлом разные политические режимы, от просоциалистических до профашистских (и даже смешанные). Отношение к ним разное, но все согласны в одном: правду надо узнать, если даже никого и не будут судить. Это очень важная современная инструментальная концепция: историческая правда является "категорическим императивом", когда речь идет о нарушении человеческих прав любых слоев и групп населения, а также когда дело касается ограбления власть имущими всего населения.

Таким образом, если сегодня и вывешивать в учебных заведениях портреты диктаторов в ряду всех "де-юре" и "де-факто" правителей страны, то необходимо указывать важнейшие факты, касающиеся их деяний, ибо "по плодам их узнаете их". Именно по последствиям можно установить, были ли это благодеяния или злодеяния. В современных Германии и Италии законом запрещено вывешивать публично портреты, символы и лозунги их недавних диктатур. Но при условии объективной оценки их деяний (в данном случае — злодеяний) это запрещение даже стало бы излишним. Злодеяния - самые важные исторические факты, и их нужно всегда отмечать.

Однако в средних учебных заведениях лучше вывешивать только лишь портреты наших общепризнанных исторических героев, великих исторических государственных мужей и великих творцов нашей культуры. Так было раньше в России и так было в наших кадетских корпусах в изгнании.

К инструментальным концепциям надо также отнести экономические и политические. В последние десятилетия во всех вооруженных силах мира обращалось усиленное внимание на технологию и технику. Однако современные финансово- экономическая технология и технология политических манипуляций являются не менее важными. К сожалению, на эти две современные технологии не обращается достаточного внимания в России. Необходимо обратить особенное внимание на экономическое и государствоведческое воспитание русской военной молодежи, на двух уровнях: на среднем уровне, а затем и на высшем, как условие при отборе для продвижения на более ответственные должности.

Ведь в современном мире агрессия зачастую ведется не военным путем, а путем экономических и политических махинаций. Военные, которые имеют своей основной миссией оборону страны, должны быть заблаговременно ознакомлены с этими современными технологиями.

Вообще необходимо учить молодежь методам анализа исторических, политических, экономических процессов. В этом был недостаток и наших старых русских кадетских корпусов, ибо мы не были достаточно подготовлены, чтобы делать соответствующие политические и экономические анализы.

Наконец, последний столп воспитания, это символы и ритуалы. Символы — это то, что связывает разные поколения одного народа. Слово "символика" происходит от греческого слова "симболон" (знак, вещественное изображение чего-либо отвлеченного), в свою очередь происходящего от глагола "симбаллеин" (складывать, сбрасывать или собирать вместе). Первоначальное значение этого понятия было "собрать вместе разбитый на части предмет" (например, круг или цепь). Когда в древности люди уходили куда-то в дальние походы, то каждый нес по кусочку разбитого на части общего знака. Возвращаясь и не всегда сразу узнавая друг друга, они собирались и складывали вместе эти кусочки, и, когда восстанавливалась целостность общего знака, говорили: "Мы снова все вместе и среди нас нет чужих". Значит, это был своего рода военный "пароль и отзыв". Получается, что символика тесно связана с военным делом. (Между прочим, слово "пароль" тоже отдаленно связано с корнем, лежащим в основе слова "символ").

Символика — это цепь из прошлого в будущее. Но для этого символика должна быть правильная, сиречь собственная. Мы должны употреблять ту символику, которая была при святом Александре Невском, которая была при Суворове, которая была при Кутузове, которая была при Нахимове. И только эту символику мы должны употреблять, ибо символика всегда должна быть только государственной, а не партийной.

Ритуалы и церемонии являются существенной частью любой государственной жизни у тех народов, которые такой жизнью обладают. Особенно это касается военной и судебной жизни. Вышеупомянутый голландский философ Йохан Хейзинга написал книгу "Гомо луденс" ("Играющий человек"), в которой он описывает роль церемоний и ритуалов у всех народов. Аргентинская специалистка по истории мифов Кармен Бальсер утверждает, что регулярно и одинаково повторяющиеся ритуалы и церемонии обеспечивают продолжительность исторической жизни народов. Например, "Заря с церемонией" на Соборной площади Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге перед открытием этого съезда была исполнена нами точно так, как она исполнялась до катастрофы 1917 года. Мы её завтра снова повторим в Московском кадетском корпусе. Во время этих церемоний мы поем песнь "Братья, все в одно моленье души русские сольем", в поминовение всех русских воинов, погибших на поле брани во все времена. Русские Армия и Флот пели эту песнь всегда, на всех церемониях, начиная с прошлого века. Мы её пели также строем в Санкт Петербурге на могилах Великого князя Константина Константиновича, генералиссимуса А. В. Суворова и фельдмаршала М. И. Кутузова. Вы в России тоже должны начать её петь снова, как и в старину. В этом нет ничего предосудительного, молитвенно вспоминать всех погибших русских воинов. Даже неверующий человек может их вспомнить.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание в русских военных учебных заведениях должно стоять на базе русской государственности, а не какой бы то ни было партийности. Общим знаменателем является наше русское государство, а не те или иные политические партии, левые или правые, черные или красные, или какие бы то ни было. Мы не можем обучать детей, чтобы они были сторонниками тех или иных партий, они должны быть сторонниками и защитниками Русского государства. Какого государства? Того, которое существовало с 862 года. Это и есть главная цель воспитания. Так и было в Афинах: воспитывали граждан всего Афинского государства, а не сторонников Платона или Аристотеля. И поэтому символика, верования и традиции должны быть общими, символы и ритуалы должны быть общими.

В заключение я хочу подчеркнуть, что мы не должны воспитывать роботов, которые слепо всему подчиняются, а должны воспитывать свободных мыслящих людей.

Если воспитаннику даже всего лишь одиннадцать лот, он уже человек. К нему нужно относиться с уважением и с любовью, он имеет свое достоинство и он никакой не дурак. Его нужно научить правильно мыслить, а не пихать ему в голову какое-то неимоверное количество голых фактов, с которыми он не может справиться.

Мы все плаваем в море информации, в которой можно потонуть. Поэтому надо уметь разбираться в фактах и этому же учить и наших детей. Полицейский (или милиционер), стоящий на скрещении двух больших улиц с большим движением, дирижирует не отдельными автомобилями, а общими направлениями.
Точно так же надо направлять в правильное русло и факты.

Молодые воспитанники, конечно, должны подчиняться старшим, уважать старших, своих предков, должны уважать верования, традиции и символы своего народа. Но самое главное, они должны служить своему народу и своему государству. Только в служении есть оправдание почестей. Это еще сказал наш певец в "Слове о Полку Игореве". В этом "Слове" наш анонимный военный певец XII века, еще во время Киевской Руси, наряду с лейтмотивом о необходимости преодоления междуусобицы, для спасения "Русской Земли", дает ряд и сегодня весьма важных определений. В том числе он несколько раз упоминает и честь русских воинов, но всегда подчиняя ее необходимости служения славе государства. Он описывает ратные дела русичей, которые при этом "Ищут себе чести, а князю — славы".

Нельзя обрести себе личной чести, без служения славе "Земли Русской". Не какому-либо "идеологизму" или политическому лидеру, или даже военному вождю, а только общему государству. Честь нельзя получить ни выборами, ни деньгами, ни "бизнесом", ни политиканством.

Наше дворянское служилое сословие в течение тысячи лет на этом и стояло. Они так и говорили: "Мы служилое сословие". Мне моя мать так говорила перед своей смертью в далеком изгнании, почти в 90 лет: "Ты знаешь, мы — русское военное сословие, отличались от остального населения тем, что не деньгами платили подать своему народу и своему государству. Мы платили подать нашей стране кровью наших детей. Не своей кровью, что легче, но кровью своих детей. Потому у нас и были такие многодетные семьи."

У моей мамы было семь братьев. Пять из них пошли на фронт в первый же день Первой Мировой войны (как и отчим моей матери, Георгиевский кавалер генерал-майор Евгений Васильевич Энвальд, во главе Воронежского полка). Двое из них не вернулись, а остальные были ранены. Другие её два брата, не приняли участия в Первой Мировой войне, ибо они были еще маленькими кадетами, но участие в нашей трагической гражданской войне, исполняя свой долг, так, как они его понимали. Младший из них, Василий Евгеньевич Энвальд, сегодня еще жив. Почти в столетнем возрасте он живет в старческом приюте при Ново-Дивеевском монастыре под Нью-Йорком. По-видимому, он старший кадет в мире. Он приветствует этот съезд.

Наши военные семьи всегда были такими многодетными, потому что много крови требовалось от них в течение всей нашей тысячелетней истории. Потому что на нас все всегда нападали, все всегда хотели душить, и сегодня с еще большим озлоблением хотят окончательно задушить. И будут душить впредь еще хуже. Но мы должны сопротивляться. Сегодня уже не кровью, но главным образом духовной стойкостью, умом, смекалкой и знанием. Ибо сегодня, в период "нового глобального мирового порядка", большие мировые войны уже вряд ли будут провоцироваться. Сегодня провокации (являющиеся скрытой пружиной истории) проводятся с помощью политических, экономических и пропагандистских манипуляций, операций и махинаций. И к этому мы тоже должны подготавливать нашу подрастающую молодежь.