Интервью Тамары Фральцовой радио "МАЯК"

 

19.09.2009 13:05 "Шоу Ольги Кокорекиной и Вадима Тихомирова"

 

http://www.radiomayak.ru/guest.html?id=51275

 

Текстовка напечатана с аудиозаписи в оригинальных выражениях.

Известный по телеящику юморист говорит, что ныне никак не пройти мимо говорящих голов "эфективных манагеров" ("ЭМ"), тем более в такой специфической области, как военная.

Вот и нашлось еще одно интервью госпожи генеральши Фральцовой. Нет практически ни единой строки, которая бы не вызывала либо вопроса, либо отрицания. Мой комментарий выделен синим цветом.

Но сразу хочу обратить внимание читателя на суть задаваемых вопросов, чтобы в конце статьи ответить себе, а чем хуже военное образование (естественно, которое было в до фурсенко-фральцовский период), чем то гражданское, которое получил один из ведущих и одна из интервьюируемых.

Примечание: там, где стоят многоточия - слова сжеваны и невнятны, или речь беспардонно перебивалась одним ведущим. 


Вопрос ведущих

(ОК - Ольга Кокорекина, ВТ - Вадим Тихомиров)

Ответ Т.Фральцовой

ВТ: Тамара Анатольевна.! Почему Вы не в военной форме? Вот эта наша, знаете ли,  повальная мода военных чиновников ходить в гражданском, она меня настораживает.

(Смеется) Ну, наверное потому, что я не военный человек, я человек гражданский, я, грубо говоря, нахожусь в запасе. У меня всю жизнь был военный билет, но по определенному возрасту я теперь уже осталась ….

Представляется, что Юдашкин еще не успел придумать генеральские формы дамам

в военном министерстве: задача трудная! Как они будут в одинаковом? Немыслимо.

А насчет запаса, что-то тут напутала дама. 

ВТ: А в каком звании Вы в запасе?

Ну я не хотела бы это говорить (смеется), комментировать… пусть это будет (игриво-кокетливо) маленькой военной тайной

ОК: Ну не ниже генерала?

Ну, конечно.

Ну какая же дама не пококетничает на сей предмет. Вот так сразу генералом в запас. Забавно.

Интересная, знаете ли и постоянно встречающаяся в последние 20 лет ситуация: армию терпеть не могут, но генералами хотят стать все "ЭМы". Вспомните генерала Диму Якубовского и иже  с ним....

ВТ: Мне кажется, что Вам бы пошла военная форма, мне кажется, что женщинам идут вот…

Ну я могла бы отшутиться и сказать – красоту ничем не испортишь

Как говориться, здесь без комментариев. Блондинка однако-ж.

ВТ: Тамара Анатольевна действительно красивый человек

Но военная форма действительно красивая, особенно в последних вариантах можно любоваться не только на лицо военного, но и на саму форму

Сказавший ТАКОЕ об одной даме в присутствии другой - человек образованный или не воспитанный?

Даже самый юный офицер знает, что так поступать - нонсенс.

Это и есть главный вопрос современности: соотношение воспитания и образования. Никто не скажет, что закончивший ВУЗ - не имеет образования, тем более если он еще и кандидат педнаук. Но имеет ли он потребное этому воспитание? Деятели от современной педагогики полностью ушли от сущностного понятия воспитания, они его предполагают внутри образования.

Но, как видим, эти понятия могут и не сходиться вместе в одном человеке.

А ответ совершенно двусмысленный. Хотя, не исключено, что дама бальзаковского возраста на генеральской должности может и заглядываться на т.н. "лица военных", тем более, что в их роли (при показе моделей новой формы), скорее всего выступали некие юдашкинские мальчики-манекены.

ВТ: Кстати, Тамара Анатоьевна, давайте вот прежде чем мы начнем говорить об образовании, а что там происходит с военной формой? Говорят  что ее отменили все-таки. Вот Юдашкин там ее рисовал-рисовал, кроил.

ОК: Показывали опытные образцы, а потом раз и … все по-прежнему.

Скажем так, это вопрос не моей компетенции, но, тем не менее я могу сказать, что никто ничего не отменял. У нас сегодня есть несколько вариантов военной формы, военнослужащие ее одевают, ходят в ней на работу, и она достаточно красивая, приличная и удобная

Да! Особенно если заглянуть за пределы "садово-арбатского военного округа". Где там у нас гуляют на работу "военные от юдашкина"?

А то, что военная форма - один из важных элементов воспитания - да откуда же знать замначупркадров МО?

ВТ: Итак, переходим к делу, переходим к образованию. В первую очередь давайте поговорим о суворовских училищах. Вот сейчас постоянно на одном канале показывают сериал: кадеты, теперь они, значит, курсанты стали, и т.д. и т.п. Насколько это соответствует жизни, и  принимало ли участие в создании этого сериала министерство образования (ОК поправляет: министерство обороны) , то есть министерство обороны для того, чтобы поддержать эту тему в искусстве?

Знаете, ну для того, чтобы поддержать эту тему в искусстве, я могу сказать, что те помещения, в которых снимается данный сериал – это фонды министерства обороны или это наши учебные заведения. Это реально наши учебные заведения.

Самый что ни на есть злободневный вопрос образования - именно о сериале, который давно уже раскритиковали настоящие суворовцы.

ОК: А где же суворовцы в этот момент? (смеется) куда их выгоняют?

(смеется) Они занимаются своей .. тем, чем должны заниматься

ВТ: Скажите, а это было по заказу? Или это вопрос инициативы продюсеров?

Нет, это была инициатива продюсеров. Это просто показывает о том, что интерес к армейской тематике в нашем обществе довольно-таки сИлен, или силЕн правильно.

ВТ: А повысился ли процент поступающих в учебные заведения военные после того, как этот сериал пошел

Вы знаете, я не могу связывать это с сериалом, да, я могу это связывать со многими разными вещами, которые происходят в нашем обществе, но то, что сегодня конкурс в наши ВВУЗы достигает 8-ми человек на место, а конкурс в суворовские училища достигает 6 тире 7 человек на место, ну это говорит о том, что интерес вообще к военной профессии, к военной тематике, ну не просто существует, он реален.

Здесь уже лукавит (не будем применять сильных армейских выражений) уважаемая генерал-начальник от образования: конкурс в нгекоторые ВВУЗы был и поболее, только не в виду повышения всеобщего интереса, а потому, что на ПОРЯДОК сократили набор.

А это уже, как говорится, другая песня.

ОК: А если сравнивать со статистикой, ну скажем десятилетней давности, происходит рост интереса к военному образованию или наоборот отток?

Если сравнивать со статистикой данность, поскольку я  недавно работаю в этой должности, поэтому приходилось знакомиться с тенденциями, с цифрами, я могу сказать, в 90-е годы мы были озабочены, чтобы хотя бы на одно свободное место пришел хотя бы один претендент.

"Мюнхаузен не тем знаменит, что летал на Луну, а тем, что никогда не врет" (из фильма "Приключения барона Мюнхаузена").

А логика странная (или женская): недавно в должности, но еще в 90-е их (с нынешним министром обороны?) озабочивало.

Честный человек так бы и сказал: не знаю.

Да всегда, за исключением 90-х годов "дикого капитализма и воровства", когда офицерам по несколько месяцев не выдавали денежного довольствия, и с которыми-то и сравнивать , скажем, не корректно, всегда конкурс был высок. Что в ВВУЗы, что в СВУ.

Для нормального человека на новой должности нормально СНАЧАЛА все узнать, а потом только давать интервью.

Так нет, сегодня главное для "эффективных манагеров" - светится всегда, светится везде!

ОК: Даже в самые наипрестижнейшие училища и ВВУЗы?

Ну в самые наипрестижнейшие мы могли бы на отдельные факультеты найти два человека- претендента на одно место, но это так было, я помню, в планах было написано: «стоит задача повысить хотя бы до трех человек".

А здесь просто врет. Жаль по радио не увидеть, что и не краснеет. Да как может помнить, то, свидетелем чему не была?

ВТ: У нас Виктор из Ленинградской области.

Виктор: У меня вопрос гостье передачи. Я капитан 1 ранга запаса и у меня внук учится в морском кадетском корпусе в Кронштадте. Хотелось бы узнать будущее кадетского Кронштадского корпуса.

Очень светлое и очень хорошее будущее, (смеется) я однозначно могу сказать, поскольку министром обороны Анатолием Эдуардовичем Сердюковым принято решение построить современнейшую базу Кронштадского военного суворовского училища (!!!) и морского кадетского корпуса (?). На сегодня отрабатываются проекты, разрабатываются варианты, поэтому я могу только порадоваться за тех, кто придет учиться, когда это (???) все будет построено.

Слова, слова.... Все равно, по устоявшейся уже традиции, НИКТО из чинуш, тем более поставленных рулить партией, не отвечал и отвечать за свои слова-обещания не будет. Особенно, когда в светлой головке все перепуталось. Хотя, может быть "эффективные военные манагеры" и решили скрестить ежа с ужом в Кронштадте. Кто их знает, какие еще мысли могут у блондинки возникнуть. Поскольку более никому о таких стройках не ведомо. А перепутывание - это уже характеристика новой военной власти: мальчишки поступали в нахимовское, их зачислили в суворовское, поступали в Казанское - зачислили в Екатеринбургское.

ОК: Тамара Анатольевна, вот Вы упомянули, что растет престиж профессии военного. А что подогревает интерес?

ВТ: Заработная плата, форма бесплатная?

Вы знаете, наверное, подогревают очень многие вещи. Сказать, что сегодня военнослужащие не заботятся о своем экономическом положении было бы неверно и неправильно, но то, что сегодня в армии принята стратегия социального развития военнослужащих, в этой стратегии заложены вещи, которые … и повышение заработной платы и привязка специальных премий и стипендий министра к результату своего труда, и, поверьте, она доходит порой от … у нас есть от 40 до 80 и 100 тысяч, а отдельные премии министра обороны от 100 до 300 тысяч.

Безусловно, сегодня отдельные военнослужащие настолько "озабочены" своим экономическим положением, что во всю используют такие инструменты, как 115 и 400 приказы. Что там, какие-то жалкие 300 000! По несколько миллионов зараз получают. Даже "топ-манагеры" РАО ЕЭС, РЖД, НАНО - и т.п. отдыхают. Читайте блог Виктора Баранца "Человек с ружьем", как делят бабки отдельные начальники с финиками.

А относительно "привязки к результатам труда", так это в уже упомянутом "арбатском военном округе".

У простого вояки какой такой труд? Сплошная служба!  А, служба, как известно, в голове "ЭМ" никак не ассоциируется с трудом. Ибо с "трудом" ассоциируется "капитал". Так сказал классик.

А раз 60 % новообличных бригад в армии НЕ боеготово, следовательно, НИКТО (по ранжиру командования вплоть до Министра обороны) НЕ ДОЛЖНЫ иметь право на такие "бабки". Но ИМЕЮТ ... и не только "бабло".

ОК: А зарплата офицера в среднем?

Зарплата офицеров в среднем разная, поскольку разные же офицерские должности, вот, ну , по крайней мере, вы знаете, она в несколько раз превышает, как мы говорим, наш прожиточный, я не знаю, ну как .. меньше 18-ти нет

Великолепно сказано: в среднем разная! А в среднем по больнице? Понятно, что цифрами Т.Ф.не владеет. А зачем головку златокудрую забивать зарплатами "зеленых человечков"? Не ерничаю. Просто у военных НЕТ зарплаты, но есть ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ. Вот раньше это было именно ДОВОЛЬСТВИЕ, а теперь .... подачка что ли, с барского плеча.

ВТ: Маленький вопрос: насколько я знаю президент Обама постоянно говорит нашему президенту о том, что: «Давайте сокращать ваши вооруженные силы». У нас столько учебных заведений. Может быть достаточно уже военных специалистов? Будет ли им работа?

Вы знаете, действительно президент Обама говорит, а мы не говорим, а мы делаем, поскольку несколько лет назад был сделан расчет такой современной, с современным видением, как говорит..., концепция новых вооруженных сил, новых военных действий, и поэтому наша армия сегодня сократилась в ТРИ раза, об этом все знают. Был период у нас … когда армия у нас достигала 4 миллионов и выше и ежегодно военные учебные заведения выпускали по 60 тысяч. Вот.

Сегодня происходит оптимизация как армии, в том числе и военного образования.

Вы знаете, очень хорошая оптимизация. Почему? Потому что лучше иметь хорошие качественные ВУЗы, чем иметь такие... Я могу сказать, вы знаете, очень хорошую вещь: вот, она не просто приятна, вот, мне она душу не просто греет, а вызывает уважение и восхищение, поскольку мы поставили такую задачу для к 2020 году построить такую систему военного образования, которая была бы лучшей в мире.

Прекрасно сформулированный ответ: Обама говорит, а мы делаем!. Что еще надо кому? А то, что невнятно далее, так что вы хотите от дамы?

То, что приврала слегка в остальном, так, какая же дама не приукрасит события?

Главное есть - это ОПТИМИЗАЦИЯ. Партийная традиция - КАЖДОМУ начальничку слово-девиз - не умирает со времен слоганов типа "пятилетка качества". Потом вспомним были: "перестройка", потом "россияне", теперь "модернизация" и "нанотехнологии". Это бабушкам. Мозги пудрить.

Вот и у военных тоже: "оптимизация" и "новый облик".

Насчет остального - полный бред сивой кобылы (не относить к цвету волос). Да была у нас до прихода "ЭМ" (не только сегодняшних, но и вчерашних) нормальная система военного образования, пока ею управляли системные люди! Не лучше и не хуже. Готовила зато КРЕПКО. Как только стали "манагеры" - все! Труба! Разбегаются последние достойные учителя. Остаются эти, как их, пИдагоги.

Вот и болтает дама, что в ум придет. Послушает ее выпускник ЛЮБОГО ВВУЗа, обидно ему станет за свое училище-академию. Каждому станет обидно. За то, что все военно-учебный заведения вот так запросто и обо.....

Да есть ли в России еще учебные заведения помимо военных, в которых практически ВСЕ выпускники разных лет собираются своими выпусками. Да что может знать об ЭТОМ женщина-выпускник пединститута по специальности воспитателя яслей-сада?

ВТ: Присланный вопрос: «Я бывший военнослужащий, уволился, не жалею. Условия службы не удовлетворяют. Рад, что получил только образование». Вы знаете, в чем дело? Мне кажется, что в последнее время у нас образование несколько так «просело». А в военных учебных заведениях оно находится на высшем, хорошем уровне. Не кажется ли Вам, что многие поступают туда, чтобы получить хорошее военное образовнаие, для того, чтобы получить корочки, для того, чтобы «откосить» от армии, а потом – раз, и вернуться обратно в гражданскую жизнь.

Знаете, вот это действительно так. Качество военного образования очень хорошее, и то, что сегодня конкурс в наши учебные заведения, я уже говорила, достигает 7-8 человек на место, это говорит о престижности профессии.

Но если дети поступают в суворовские училища, то они находятся на полном государственном обеспечении, их поят, кормят, простите меня, одевают

Вот уже и начала проявляться "логика женщины-блондинки": из предыдущего ответа следует, что военное образование у нас так себе, будем делать лучшее!. Здесь: что военное образование - хорошее. А как насчет "лучшее - враг хорошего".

О связи конкурса с "престижностью" - уже оскомина. От лукавого это.

А вот прощать Тамару Анатольевну за то, что детей одевают в суворовском училище, как-то рука не поднимается (шутка).

Хотя (не я сказал) слово - не воробей.

ВТ: А что в этом году с суворовскими училищами произошло? Там какой-то наплыв нереальный?

В этом году произошла (смеется) такая интересная история. Вот, понимаете, порой есть такая пословица: «Не делай добра – не получишь зла». Раньше существовала такая процедура. То есть приходили в военкоматы и говорили: «Вот мы хотим, мой ребенок хочет поступить в суворовское училище». Ему говорили: «Хорошо. У нас вот есть разнарядка – 4 места. Все. Давайте документы  и мы посмотрим. И брали только четыре вот этих 4 места. А эти 4 места составляли конкурс, как мы говорим, ну это был 1,2. Вот они приходили, ребята, приезжали, 20% скажем так 0,2 уезжало человека. Остальные все были.  В этом году, вот можно так назвать таким словом, отсекали коррупционную составляющую -любят у нас об этом говорить – мы решили согласно Конституции дать право поступать всем желающим. Вот. Ну это разумно? И у нас сразу и у нас сразу конкурс стал  в суворовские училища 6-7 человек на место. 11 тысяч претендовали на 1,5 мест. Ну понятно, если раньше жалоб у нас была одна или две, обычно , кто не поступил, но вот сегодня над департамент военного образования завален письмами

Вот такими кипами, и каждый просит, почему, да как. Хотя вся информация есть на сайте Минобороны. Мы все показывали, развешивали. Работала Центральная приемная комиссия.

Весьма смешная и, главное, интересная история ... для Тамары Фракльцовой. А для тех, с кем так поступили? Для которых ЭТО было судьбой? Нет, не понять это даме быстрого карьерного взлета! Не дано было (судя по делам), не дано и будет (судя по словам). И считает, честно считает свое "дело" добром.  Считает себя мессией для суворовско-нахимовской военной школы, которая успешно проработала более 60 лет. Но вот пришла генеральша.....! и, странное дело, вместо 2-3 жалоб их стало ЗАВАЛ. Нормальный, не специалист, не профессионал, просто нормальный и вменяемый человек скажет себе: "Стоп! Тут что-то не так!" И сделает вывод. Как говаривал Василий Иванович: "Ну, то нормальный!"

Это у них зовется "борьбой с коррупционной составляющей" Эко словоблудливое какое сочетание. Чтобы известь нескольких прохиндеев в непонятно каких военкоматах, всех поставить на рога, извините, уши. Все запутать, зачисленных отчислить, поступавших в СВУ, зачислить в НВМУ .... далее известно. Вот, блин, такая борьба, такая вот поэзия...

А сегодня уже середина марта 2010 года и НИКТО - ни училище, ни военкомат НЕ может сказать, когда и каким образом писать заявления мальчишке, желающему поступить в СВУ, НВМУ или КК.

ВТ: Давайте вернемся к вопросу, на который не получили ответа, а что делать с теми абитуриентами, которые поступают в военные учебные заведения, чтобы получить образование, а потом, фьють…

Вы знаете, какие карательные санкции. Мы теперь внесли поправку, она у нас есть сегодня законодательно оформленная. Если ты не отслужил свое, не отработал, то обязан вернуть денежные средства.

То, что ведущий задает адекватно-негативные вопросики, это Бог ему судия. Он такой. Но и ответ под стать.

 Не следует ли из ответа, что военное образование предоставляется для того, чтобы имярек его отработал-отслужил?

А мы-то ране-наивные думали, что учимся Родину защищать, ибо была такая профессия! И мыслей-то никогда НИ у кого не возникало, чтобы после учебы "фьють".

ВТ: А сколько?

Просчитали. Скромненько (смеется). Суммы небольшие и достаточно скромные, но эта норма действует.

Понятно, что главный вопрос любопытного: на какую сумму же наказать, покарать, потребовать

ВТ: То есть, если я закончил высшее военное учебное заведение и потом отправился в банк работать или куда-нибудь еще, то должен вернуть денюжки обратно государству, т.е. министерству обороны. Это касается и училищ и ВВУЗов?

Вы понимаете, слово училище у нас относится как учреждениям высшего профессионального образования, так и общего профессионального (????) образования.

Так, уже интереснее. То, что поправляет ведущего, так у того не совсем головка правильно поставлена. Но то, что РУКОВОДЯЩИЙ педагогикой работник (как будет ясно из последних абзацев, очень гордящийся этим) даст ТАКОЙ ответ!

Любому, даже не "руководителю от педагогики" ясно, что НЕТ общего профессионального образования. Это Закон. У нас есть два вида образования: общее и профессиональное.

В каждом из которых есть соответствующие уровни. Ну да это ликбез! А, собственно, зачем белокурую головку руководящего работника загружать излишествами.

Ей же надо управлять. А современным "манагерам" зачем знать? Это лишнее.

ОК: Какое-то новое военно-учебное заведение, исключительно для барышень открылось?

У нас действительно открылось не только одно новое учебное заведение, но и вообще в наших суворовских училищах в этом году появились девочки. В Москве открыт «Пансион воспитанниц министерства обороны». Вот. Это пансион для детей семей военнослужащих. Прямо в Постановлении Правительства это и записано. И там сегодня обучаются девочки военнослужащих, которые несут службу в самых отдаленных уголках нашей Родины. То есть из городов-миллионников - из Москвы и Санкт-Петербурга - там детей нет.

А при чем здесь города-миллионики? Или там дети другие? Или их родители-военные не такие как все, а иные военные? А дети других городов-миллионников?. Жаль, что нельзя получить статистику воспитанниц Пансиона. Не просто думаю, уверен, что там не так все радужно, ибо ДАВНО такая (по фральцовским словам) рекламировалась бы повсюду как достижение "нового облика" и "соцпакета". Но не дается для всеобщего обозревания. Надо еще объяснять, раз только упоминают, то там не все так, как говорят. Ну да ладно, с девочками, пусть их учатся, они-то ни при чем.

ВТ: Всегда будет красиво - раз, стоит строй, и среди них красивые девушки. Это всегда картинку улучшает.

ОК: А чему обучают девочек? И, собственно, дальнейшее их … (недосказанный вопрос)

Ну вот, знаете, в Пансионе, вот, этот.., почему-то все слышат, министерство обороны считает, все смирно! Там, равняйтесь! Пансион – это чисто гражданское, поверьте, учебное заведение. Там дают образование самого широкого уровня (?), там все профили, которые могут быть, они все потом дополнителного образования..

Тащусь я от этого ведущего. Радует, что не равнодушен к девушкам в форме.

А относительно "широкого уровня"...  Так такое образование в пединститутах дают.

 Не забудем, что Т.А.Ф. еще и кандидат педнаук! Вот так! Какое здесь военное училище проконкурирует с этакой образованностью?

"Широкий уровень!" И все тута! Генеральша сказала "люминий", значит "люминий он и есть" (старый бородатый анекдот от военных)

Непонятки только с мыслью обо "всех профилях, которые могут быть". Это многообещающе ... пустословие.

ВТ: А они идут потом в армию?

Вы знаете, ведь желание пойти служить Родине можно воспитывать по-разному. После того, когда наши девчата съездили на весенние каникулы в город Санкт-Петербург, а Академию имени Можайского. Все 43 до одной сказали, что мы будем поступать в Академию имени Можайского (все смеются). После этого министр сказал, что .то вы только в одну академию, надо показать все учебные заведения (смех).

Ну вот, единственно нормальный ответ, да и душу греет. Все-таки сам отдал 19 лет "можайке". Значит нечего стыдиться своего ВВУЗа.

ОК: скажите, а вот эта совместная форма обучения мальчиков и девочек в суворовском училище. Там нет какой-то мины замедленного действия? Потому что военное училище традиционно, это парни…

Вот знаете, то, что Вы произнесли вслух, я об этом думала (смеется) когда этот процесс у нас организовывался. Ну мы должны с Вами понимать, наше общество не однополое, простите меня (реплика ведущих: мы-то это понимаем), и поэтому есть плюсы в обучении, как мы говорим, раздельно, по крайней мере педагогика не доказала справедливость ни одной теории, ни второй теории, ни совместного, но, все-таки НА МОЙ взгляд вот такое совместное обучение, оно облагораживает друг друга. И вот пример, я на прошлой неделе была в Рязани, у нас там, ой простите, в Воронеже, я и  там и там. У нас в Воронеже создан на сегодня очень интересный уникальный образовательное учреждение, которое готовит всех тех, кто имеет отношение к военно-воздушным силам. То есть помните, наверное, в январе месяце была эпопея, многие из-за закрытого иркутского училища все многие возмущались там, плюс Тамбов, этот … Саратов. Вот сегодня все приехали туда. Там 9 тысяч студентов (?). И когда мы едем с аэродрома с начальником, и вот начальник говорит училища: «Вот посмотрите, вот там наши готовятся, там дым, бег, там кто-то с автома…, а вот это наши девушки». Я говорю: «А давайте остановимся». Подходит, подбегает девчонки, ну взвод там.. Они выровнялись все такие, слушайте, глаза вот такие горят, сами все в этом (?). Ну я спрашиваю: «Вам нравиться здесь?».

«Очень нравится». Я говорю: «Завидуют вообще?». «Да, - говорит – завидуют». Одна говорит: «Моя сестра тоже хочет». А тоже просто говорю: «Слушай, покажи  руки». Вот так вот руки, я смотрю на ногти, чистые ли, а там ногти, ну все, видно, что рылась в земле. Я говорю: «Что делали?». «Окопы рыли». (Смеются все). А я показываю свои ногти: «Слушай, вот вам как, не жалко». Она: «Вы знаете, это так интересно. У нас теперь все собираются поступать только в военные училища.

"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли, науке доподлинно неизвестно", - говорил лектор новогодней комедии.

Нам же остается только порадоваться, что наш "ЭМ" понимает, что наше общество двуполое! А то за постоянно пропагандируемыми уже в нашем Отечестве гей- и прочими цветностями, как-то начинаешь сумлеваться в этом.

В остальном пространном ответе есть несколько "дремучестей":

1. "Педагогика не доказала". Да когда наша "педагогика", засоренная иностранными "морфологизмами", "синтаксизмами" (и далее по списку) могла что-либо доказать. У нас столько академиков, докторов и кандидатов от педагогики, что она - педагогика просто разваливается. То, что раньше в России были гимназии с раздельным обучением (и ведь неплохо учили!) ничего "не доказывает"? (смотрите списки известных и просто знаменитых людей России). То, что раньше кадетские корпуса почти 200 лет, а недавние СВУ и НВМУ более 60 -лет воспитывали и обучали юношей отдельно (смотрите списки выдающихся кадет, суворовцев  и нахимовцев) ничего "не доказывает"?. Так как доказать тому, кто НЕ МОЖЕТ (или не хочет) ничего понимать? Или ПЕДРАБОТНИКА учить, что в чистом мальчишеском коллективе закрытого военного интерната под руководством не тети-воспитателя, а офицера, мальчишке лучше проходить жизненную адаптацию, бороться с комплексами, чем при наличии девочек? Совместное обучение ОБЕСПЕЧИВАЕТ развитие таковых комплексов в этакую пору. Стыдно НЕ ЗНАТЬ кандидату педнаук то, что знает любой нормальный родитель. Что-то подсказывает, что и дипломчик-то какой-то ненастоящий у госпожи Фральцовой. А если посмотреть, так и работа ее диссертационная не о педагогике, а так, об очередном звене управления в РОНО. Не боле того. Это ее не оправдывает, но объясняет во многом уровень постижения профессии, что по ее ответам и видно.

Да и учителем не работала эта госпожа "от руководства образованием". Да и где же они - УЧИТЕЛЯ? Одни педработники....

2. Фраза "совместное обучение облагораживает друг друга" вообще понимается только после "принятия на грудь", иначе не пОнять. И опять вопрос: а в Пансионе благородных девиц МО почему нет ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ - ведь мальчиков туда не берут. Так что с этим постулатом какие-то нестыковки.

3. Вот оно - главное: "чтобы костюмчик сидел", ноготочки там ровненькие, одеколончик обязательно. Жаль, бантики маленькие у армейских кальсон. Нельзя рюшечки пришить. И об ЭТОМ говорит начальник управления ВОЕННОГО образования - замначупркадров!

И стыдно, и грустно, и смешно.....

4. И в конце-то концов,  с кем таки вела речь-то госпожа начальник? Если эта девушка в форме, представляет ее начальник военного училища (надо думать Воздушно-десантного?), в какое еще училище военное собирается поступать девушка? О чем речь?. Что-то тут не так...

ВТ: – Ох, Тамара Анатольевна, а у меня еще один вопрос. Вы знаете, наши радиослушатели, они такие не успокоенные, и в принципе, поднимают очень важную тему. Вот на форуме пишут: «сам бывший военный, учеба в военном институте – незабываемо, но сама военная служба – это жесть. Уволился".

 А нет вот этого несоответствия, что у нас образование военное подтянулось, а, к сожалению, то, что потом происходит в армии, это две большие разницы?

Вот Вы знаете, э… нужно отдать должное министру обороны Анатолию Эдуардовичу Сердюкову, хотя вот порой пишут многие, всякие разные такие вещи нехорошие, но человек, который действительно хочет изменить облик и в системе военного образования, в том числе в самой жизни вооруженных сил , но придать армии человеческую… , как раньше говорили «социализм с человеческим лицом», так и армейской жизни – человеческое лицо.

Понятно, есть тяготы, правильно?. Но когда можно не нести тяготы, извините меня, а можно жить нормальной человеческой жизнью, да. Можно работать и служить Родине, но, не делая для этого героические усилия там, где это не нужно.

Поэтому сейчас очень много меняется и в самом армейском облике, вот именно, в повседневном. Поверьте, мне жаль, что пока это не так ярко, как показывают, афишируют не так подробно. Но я думаю, все равно тенденция нащупывается, много идет обращений, наверняка эти позитивы будут озвучены и люди их увидят.

Ну что же это опять, пишут всякие нехорошие вещи про хорошего министра обороны. Вот ведь гадские людишки. Он им звериное лицо армии в человеческое обращает, а они ему гадости в письмах. Но есть, есть у нас положительное: "тенденция нащупывается", "позитивы озвучиваются" и люди их увидят. Что увидит? То, что нащупывается и озвучивается, разве непонятно? Так что не надо беспокоить товарища министра. Он денно и нощно печется об армии...

ВТ: а вот скажите. Вот сейчас происходит реформа в армии, реформа в высшем военном образовании. А мы с кого берем модель, например, с американской армии, с французской? У нас вообще есть, скажем так, вот какие-то мысли перед глазами.

У нас компилятивный опыт (смеется). Мы берем самое лучшее (смеется). Но у России (смеясь), как говориться, всегда свой путь, и тот путь, который ну … Я считаю, что все-таки мы страна самодостаточная, страна талантов, страна умов, поэтому, когда-то мы будем и жить по-человечески и работать… Даже сейчас мы живем и работаем уже по-человечески..

Браво! Вот она - настоящая кандидат наук! Мы им там не хухры-мухры! Мы им энтим самым - эамудренным опытом. Потому что УЖЕ живем по-человечески. В приличных коттеджах, в квартирках по 100 кв.м. на нос. А Вы, читатель, так не живете? Ничего, вы будете жить по-человечески, господа будущие офицеры, после 2020 года, когда мы "наш мы новый облик постоим"....

ВТ.: А скажите, будет ли введено в высших военных заведениях, как раньше, например, да, до революции, например, обучение бальными танцами? Согласитесь, что раньше военный – это была просто элита.

Понимаете, вот какую министр поставил задачу перед нами. Вот теперь, во всех суворовских училищах два иностранных языка, профильное обучение. Вот мы сейчас смотрим, где и какие… Выводим разные. Профильное обучение обязательно. И обязательно дополнительное образование, РАЗНОПРОФИЛЬНОЕ. Здесь и танцы, здесь и спорт, здесь военно-прикладные виды спорта. Мы сегодня разработали программу оснащения всех суворовских училищ военно-прикладными, оборонными (?) видами спорта. Ну, например, чтобы в каждом училище у нас были мотоциклы, автомобили, скутеры эти, картинги, вот эти все штуки, на которых ездят.

Чем отличается "профильное обучение" от "разнопрофильного дополнительного образования"? Сие тоже науке (в нашем понимании) маловедомо. Может быть только "кандидаты от педагогике" смогут растолковать. Уже не первый раз Тамара Фральцова изрекает какую-то (не ругайтесь) хрень. И все это "съедается". Никто не может ей ничего возразить. Почему? Образование не позволяет!

Да если бы знала госпожа Фральцова как было ПОСТАВЛЕНО преподавание ОДНОГО иностранного языка в СВУ в 50-60-х!

Ну а катание на скуттере - это самый что ни на есть оборонный вид спорта! Бирюльки...

ВТ: Тамара Анатольевна, вот Вы сейчас говорите, а я думаю: почему я не стал военным?

Мы Вас можем призвать. Если есть интерес.

ВТ: Вы много говорите об армии…, но мое общение с молодыми офицерами, ну там 30-35 лет, наводит на какие-то странные мысли. Несмотря на то, что государство делает огромные усилия для того, чтобы поднять престиж армии, все равно есть какое-то чувство глубокой неудовлетворенности, недовольства тем, что нету того статуса армии, когда выходит генерал на мавзолей. И все понимали: вот генерал и падали ниц. Шел офицер, и все ему честь отдавали. А сейчас как-то вот нет этого. Они все говорят (???): да, конечно, хорошо, да, конечно, квартиру вот дают, и заработная плата вот повысилась. А вот ты понимаешь.. И начинают при этом говорить , а это молодые люди, с такой злостью, вот, нас унизили, нас втоптали и т.п. А как вот с этим бороться?

Ну Вы знаете, за всю страну мне бы не хотелось отвечать. Я понимаю, раньше выходил генерал, все там падали, говорили: Ах!. Сегодня выезжает на 600-м «Мерседесе» или на «майбахе», и все говорят: ах!. Меняются ценностные ориентиры в обществе. И, наверное, от самого общества зависит то, чтобы когда выйдет военный, чтобы все понимали, что это действительно образец нравственности, порядочности и чистоты.

 

Поэтому сегодня, вот кстати, министр обороны, вот опять я еще раз скажу, принял такое решение – разработать новые правила, отчисления из ВВУЗов. Его позиция какова: зачем военнослужащие, вот учатся, курсант, он должен по три, по четыре раза пересдавать предмет. Зачем он нам нужен? Он говорит: пусть они все выходят спокойно свободно в город. И пусть, если он человек, если у него, как говориться, нет внутреннего стержня, если вышел первый раз и сразу напился и пошел морду кому-то набил, зачем нам такой офицер. Он говорит, мы должны сегодня воспитать такого офицера в военном училище, чтобы он действительно был, вот как вы говорите, образцом чистоты, нравственности, порядочности.  И чтобы, если он шел по улице, все понимали: военный – он всегда придет на помощь, на него всегда можно рассчитывать. Но это дело всего общества, поверьте.

Теперь уже окончательно ясно, что ведущий "не в теме". Вообще никак. Раньше бы его уже турнули за ТАКОЕ шоу. Но у нас нынче все шоу такие. "Не ругайте пианиста, он играет, как умеет".

 

Не может никак понять член правящей партии, что от общества уважение к офицеру НЕ ЗАВИСИТ. Уважение зависит от того, КАК себя чувствует офицер в обществе. Если он знает, что в повседневной жизни он ПОЛНОСТЬЮ под защитой государства, если он перестанет ежедневно думать, где кусок хлеба для ребятенка достать, в какую халупу привезет семью, где найти какую-нибудь халтурную работу и т.д. и т.п., тогда ОФИЦЕР поставит себя так, что и его будут уважать. А за ЭТО он будет готов отдать свою жизнь.

Но пока что  ГОСУДАРСТВО защищает тех, кто на "мерседесах" и "майбахах".

Насчет второй части. Верно то, что распущенность НИКОГДА не воспитывала дисциплины. И военное воспитание для того и нужно, чтобы воспитывать ответственность. Министр с генеральшей пошли по простому пути: "каждый да воспитует себя сам".

Чем тогда будет отличаться "пиджак" (прошу не принимать за обиду) от выпускника ВВУза? А за этим следует логичное: а зачем вообще ВВУЗы. Закончил институт гражданский - получи погоны. Тем боле, есть пример: дама всю жизнь в запасе, а тут бац! И сразу генеральша!

Пример однако.

ВТ: Ясно. Но вот еще. О военных же много анекдотов. Потому, что они костные .. Наверное тяжело вот так-то пробивать. Согласитесь, что военная машина, она.. в чем сила-то военной машины. Консерватизм. Есть, как говориться, основные цели. И вот как сказали, так и пошло. А как с этим бороться?

Как бороться? Ну, наверно, для этого нужно пересматривать программы в военных учебных заведениях. Мы их пересматриваем. Мы вводим такие курсы, как и конфликтология, и психология. И мы вводим сегодня такие формы занятий, которые призывают курсанта размышлять. Понимаете, одно дело просто выполнять тупо команды, а другое дело, когда это ….(все смеются)

Да что же ведущего все тянет с чем-то бороться? Вот ведь неугомонный наш борец!

 

Кто о чем, а наша дама об оптимизации программ. Совершенно понятия не имеет о том, как ЭТО было. Что и курс ПЕДАГОГИКИ и курс ПСИХОЛОГИИ в военном учебном заведении (техническом!!!) у нас был (смотрите выписку из диплома). Насчет размышлять! Так извините, без этого техника, и не только космическая, вообще не шелохнется, если не размышлять. В этом вопросе и ответе, как кажется есть основа для нового анекдота. Угадайте, о твердоумии кого он бы был?.

ВТ: О, это опасноТамара Анатольевна. Вспомним, как наши военные  в 12  год или где там они вышли на это .. на царское это ... на эту…. (ему посказывает Кокорекина: на Сенатскую площадь). Тоже они там думали-думали.

ОК: в 12 Наполеона гнали.

ВТ.: Извини, память такая девичья.

 

Вот такое оно многоликое гражданское образование (не относить эти слова к ведущей). Если подойти с мерками ведущего к обсуждаемому вопросу.

ОК.: Скажите, а вот соотношение профессиональных военных и гражданских специалистов в системе армейского образования сейчас изменилось? Больше стало гражданских людей?

Да. Это соотношение меняется. И сегодня очень многие должности, те, кто должны занимать .. раньше занимали военнослужащие, занимают гражданские. Здесь подход какой? Э … каждый специалист должен заниматься своим делом. Понимаете?

Вот если э… ну в армии же не учат вот тем вещам, скажем так ну ведь не учат педагогике, не учат педагогическому, допустим, управлению. Есть такие специальности, которым не учат. Но, поэтому, этими вопросами, должны заниматься специалисты, профессионалы. Поэтому ничего случайного здесь нет. Вот я занималась все время образованием, и я вот сегодня занимаюсь.

Да, если знать предмет (по выражению госпожи Фральцовой - вещь),  которым занимаешься, не скажу, чтобы профессионально, просто знать, тогда Тамара Анатольевна имела бы элементарное понятие, что КАЖДЫЙ офицер в оценке обстановки, выработке решений, в управлении, в конченом счете, есть по меньшей мере специалист. А если он УЖЕ управлял отдельными подразделениями, то и профессионал. Могу утверждать, похлеще будет профессионал-то, чем сама госпожа Фральцова, пространно рассуждающая на темы управления. И как уже не только показала, но и своими решениями и делами доказала - нет бОльшего НЕпрофессионала в нынешней армии, если только не считать Самого. Кажется, что НЕпрофессионализм - это ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ черта "нового облика" Вооруженных Сил.

Иначе придется согласиться и с тем, что человек профессионально умеющий вспарывать животы, по определению госпожи Фральцовой, и есть лучший хирург.

Или у нас с общим районным образованием уже все в порядке, что "специалистов" оттуда надо бросать сюда?

ВТ: А когда вот у нас в казармах начнет хорошо дышаться? Когда там будет хорошо пахнуть?

Вы знаете, когда, наверное, во всех э... и в военных учебных заведениях и во всех воинских частях будут казармы, которые, как мы называем, будут строить по кубриковому типу. Вот я была в Воронеже. В такой казарме. Вы знаете, мне было приятно. Это трехкомнатная квартира, в которое есть три комнаты, в каждой живут по два, где-то по четыре человека. И ванна с душем (нормативы????). И туалет.

Это и квартира, столики, телевизоры, и курсанты сами приходят после того, как отучились там. Я вот зашла, кто-то читал газету, кто-то играл на гитаре, у себя сидел. Это совершенно иной, понимаете ли, формат. И моральный кодекс, понимаете на тумбочке стоял.

Кто о чем, а вшивый о бане.

 

И еще раз о профессионализме. Если бы Тамара Фральцова не только посещала бы отдельные "казармы - общежития", а прожила бы там по полному военному распорядку несколько дней, она не только знала бы нормативы по количеству, извините, очков-писсуаров на человека, но и понимала бы, почему это так.

Давайте посчитаем то, о чем проворковала госпожа генеральша. Трехкомнатная квартира (вот ведь странность какая - в такой квартире и три комнаты - утверждает Т.А.). В ней проживают по-среднему: 4+3+2 = 9 (человек на каждую среднюю комнату, а квартир с одинаковыми комнатами не встречал). Так как по утрам 9 человек в один туалет? Нет, о двух-трех таких устройств наша дама бы обязательно сказала.

Но не сказала. Просто, "сугубым профессионалам от педагогики" это невдомек. Не доходит и не дойдет много чего еще. Почему? Да потому, что не училась в военном училище и не жила в казарме.

ВТ: Предлагаю, Оля, давай наших детей отправим в армию.

Нет, но хороший опыт нужно видеть. Я же не говорю, что это у нас сегодня везде так. Но сегодня есть не просто тенденция, сегодня есть четка позиция, что так везде должно быть. И дело делается.

Конечно, хороший опыт видеть нужно. Но где он, ау! Хороший опыт! Где ты? Глянуть бы одним глазком. А пока только слова-слова... о "хорошем опыте". Контрактную систему УЖЕ отменяют - не получилась. Более 400 млрд. куда дели? Кто ответил? Вот такой он "хороший опыт".


За постоянные "знаете" я не прошел бы общеобразовательных курсов с семинарами по  истории и философии. Зарубили бы меня наши военные педагоги (не занимавшиеся управлением образованием, а просто УЧИВШИХ нас), если бы слышали постоянно подобные слова-связки или похожий набор слов. Ну так это то, старое военное образование. О котором уже мало кто знает из нонешних "манагеров", хотя и прошло всего немногим более 30 лет.

Поэтому специально не редактировал то, что говорилось. Ту корявую речь с не менее корявыми мыслями.

Если у меня есть ошибки и опечатки, так мы люди военные, старой закалки. Что с нас взять-то. Мы не занимаемся "профессионально образованием". Хотя кое-кто говорит, что что-то понимаем в оном.

И вообще воспитанному и умному человеку не пристало, не то, чтобы постоянно, а даже и вообще, говорить о своем личном профессионализме. Такую оценку могут давать только другие. Но воспитания нет, его упрятали в образование. Соответственно, закончивший ВУЗ автоматически причисляется к воспитанному, а кандпеднаук - к сверхвоспитанному!

 

К сожалению (для армии) последние дела и делишки нашей белокурой дамы приводят к выводу, что б`Ольшего НЕПРОФЕССИОНАЛА в педагогике, коей является Тамара Фральцова, еще надо поискать. При этом ее непрофессионализм в ВОЕННОЙ педагогике уже не обсуждается в принципе. Тут ее трудно характеризовать даже как дилетантку.

 

Когда на управленческие весьма высокие должности назначают по партийному списку - ждать чего-то путного не стоит (не связывать это с премьером). И современный "эффективный менеджер" (в отличие от старорежимных) НИКОГДА не возьмет в свою команду профессионала, дабы на его фоне не выглядеть перед вышестоящим начальством профаном. Вот так и формируется у нас новый клан "манагеров".

Умом Россию не понять.


Отдельное спасибо Ольге Кокорекиной за четкость, краткость и разумные вопросы, что нельзя сказать о ее коллеге.

 

В.Левченко